Октябрь 1969 года. Порт и рыбзавод. Фото предоставлено Темрюкским архивным отделом.

(Продолжение.Начало в № 141 от 3 октября)

1969 г. 28 октября 1969 г. пятиметровый водный вал ударил опять в тот же юго-восточный угол моря.

Вот описание очевидца – смотрителя Темрюкского маяка: «В сумерках с Темрюкского маяка я увидел на северо-западе приближающуюся со стороны моря гору воды. У меня была плохо привязана лодка и, чтобы ее закрепить, я спустился с возвышенного берега, где стоит маяк, к морю. Но было уже поздно. Набежавший вал вырвал из рук цепь и закрутил лодку как пропеллер. Через несколько дней обломки лодки нашли на берегу. Я бросился к береговому обрыву и, цепляясь за кусты, успел влезть на обрыв раньше, чем его накрыл водяной вал. Море кипело до вечера, затем начало медленно затихать. Назавтра воцарился штиль, который держался два месяца».

По заключению Н.Д. Михеенкова (1971) это стихийное бедствие связано с действием глубокого циклона, пришедшего с берегов Балтики. Юго-западный ветер скоростью 16–20 м/сек нагнал через Керченский пролив черноморскую воду. После прохождения холодного фронта ветер неожиданно резко сменился на западный, а скорость его выросла до 30 м/сек, с порывами до 40 м/сек. Черноморская вода, поступившая через Керченский пролив, была согнана в Темрюкский залив.

В 22 ч. 25 мин., по оценке Н.Д. Михеенкова, перекос уровня моря по линии Геническ–Темрюк составлял 5 м.

Наиболее высокий подъем уровня моря зафиксирован у поселка Перекопка – 850 см; севернее Приморско-Ахтарска – 650 см.

Ночью с 28 на 29 октября вспучившееся Азовское море проникло вглубь суши на 8–10, а восточнее Темрюка даже на 17 км  при фронте трансгрессии 150 км.

Материальные потери были огромны. Суда, стоявшие у причала Темрюкского порта, были выброшены далеко от акватории порта. Был разрушен Темрюкский рыбозавод. О жертвах не писали, но они были.

От автора: как очевидец могу сказать: в тот момент речь шла о 350 погибших, которых свозили на городской стадион, но фактические потери весьма значительные, ибо страшный подъем воды произошел ночью, когда люди спали и нет точных данных о приезжих, которые находились на рыболовных и охотничьих базах. В порту Темрюк плавали перевернутые суда, некоторые суда оказались в Курчанском лимане, а одно было выброшено на берег под городом. Можете представить силу удара водной стихии, если железнодорожное полотно от п.Замосты до порта Темрюк с рельсами и шпалами на протяжении 2,5 км, закрученное в спираль, было переброшено через автодорогу на деревья возле реки Кубань.

1970 г. 7–10 марта 1970 г. сильные ветры, дующие в северо-западном направлении, нагнали воду, наоборот, в крайний северо-западный угол Азовского моря – в Утлюкский лиман. Вода затопила часть города Геническа и железнодорожный мост, нанесен значительный ущерб.

1982 г. Темрюкский залив. Автор по тревоге ночью организовывал работу по вывозу дежурного персонала и спасению имущества рыбохозяйственного предприятия. Описание данного факта в литературе не найдено.

1985 г. 6 июля 1985 г. большой, в 196 см, нагон  воды  наблюдался в районе Таганрога, а также у Кривой косы. Коса исчезла в морских волнах. Вместо нее образовалось три острова. Высота подъема воды на Кривой косе достигала
3 м. Многочисленные отдыхающие были вывезены с вновь возникших островов. На этот раз обошлось без жертв, хотя материальные потери были значительными.

2006 г. По данным Южного регионального центра МЧС сильный нагон наблюдался 29 и 30 августа 2006 г. на пляжах косы Долгой у станицы Должанская Ейского района. Произошло затопление косы. В море смыто 6 человек. Водой были залиты машины отдыхающих.

За период с 1739 года, по учтенным данным, в акватории Азовского моря 28 раз формировалась сгонно-нагонная волна, вызывая разрушения и человеческие жертвы на объектах и в прибрежных населенных пунктах.

Восемь раз сгонно-нагонная волна нанесла удар по Юго-Восточному Приазовью и Темрюкскому заливу.

Оценка ученых данного особо опасного явления (ООЯ):

Из отчета Росгидромета за 15 лет, с 1992 по 2006 г. следует: «Расчеты выполнены по данным о ветре над морем», на основании чего сделаны следующие выводы.

Согласно расчетам, наибольший уровень моря в районе Темрюка составляет:

 90 см – один раз в 25 лет;

100 см – один раз в 50 лет;

110 см – один раз в 100 лет;

в Приморско-Ахтарске соответственно 130, 140 и 145 см, в Таганроге – 142, 150 и 170 см, в Геническе –  203, 210 и 220 см соответственно.

Украинскими учеными (Дьяков Н.Н., Фомин В.В. УкрНДГМИ) выбраны случаи изменений уровня Азовского моря, которые выходят за пределы критических отметок опасного явления (ОЯ) и особо опасного явления (ООЯ). По выбранным датам (70 случаев) создан информационный массив измерений уровня моря, атмосферного давления и скорости ветра. Анализ более 30 тысяч синоптических карт показывает:

– для всего юго-восточного побережья Азовского моря, особенно вблизи Темрюка, катастрофические последствия может вызвать прохождение через центральную часть моря глубоких «ныряющих» циклонов, имеющих правое вращение с запада или северо-запада. Сильные южные и юго-западные ветры вызывают сгоны в Опасном и Мысовом. Быстрый поворот ветра на северные и северо-западные румбы приводит к тому, что основная масса воды минует западное побережье моря и перегоняется к юго-востоку;  

– высота нагона в Темрюке может превышать 300 см. Возникают такие ситуации не чаще, чем раз в 50 лет.

В связи с растущими объемами строительства техногенных объектов в порту Темрюк нам, местным жителям, необходимо знать, что существует в природе факт природного особо опасного явления – нагонной волны. И необходимо понимать, что может принести это экстремальное колебание уровня Азовского моря в случае его воздействия на объекты, несущие потенциальную опасность для жизни человека.

Мы не задумываемся об особо опасном явлении природы, которое периодически формируется в «спокойном» Азовском море. Нанеся сокрушительный удар по береговым хранилищам химических веществ 2-4 класса опасности в порту Темрюк, нагонная волна в современных условиях способна спровоцировать техногенную катастрофу с человеческими жертвами и непредсказуемыми последствиями.

Нагонную волну, направленную на побережье Темрюкского залива и порт Темрюк, формирует западный и северо-западный ветер, а город Темрюк и прилегающие поселки находятся в створе ветрового потока в 3 – 5 километрах от порта.

С большой долей вероятности можно предположить, что отравляющие химические вещества, попавшие в атмосферный воздух из разрушенных портовых объектов, через несколько минут накроют город Темрюк и прилегающие поселки.

К сожалению, это природное явление не учитывается и не рассматривается в материалах ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) при строительстве объектов в порту Темрюк и в прибрежной зоне залива.

Мы же учитываем при строительстве зданий установленный показатель сейсмичности – 9 баллов. При этом на Азовском море и прилегающей территории не зафиксированы факты сейсмической активности, угрожающие жизни человека.

Считаю, что всестороннее изучение проектных решений, планируемых к строительству и реконструкции объектов в порту Темрюк, необходимо начинать с анализа технического задания на проектирование. Это позволит своевременно и объективно проводить оценку ущерба (вреда) здоровью человека от воздействия ООЯ и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приведет к разработке наиболее эффективных природоохранных мероприятий, обеспечивающих безопасность жизни населения и сохранение целостности экосистемы при перевалке грузов всех уровней опасности. Это должно стать одним из элементов системы экологической безопасности, обеспечивающей устойчивое развитие общества, государства и личности, которую мы вправе и обязаны разработать на своем уровне.

А. Беляков,

преподаватель Темрюкского филиала АГТУ, кандидат  биологических наук, депутат Совета Темрюкского городского поселения.

 

Железная дорога. Фото предоставлено Темрюкским архивным отделом.

 

Район метеостанции, 1969 год. Фото предоставлено Темрюкским архив