Перед курортным сезоном Геленджик ежегодно устраивает презентационные туры для операторов туристических агентств и журналистов. Юбилейный инфотур в этом году собрал более ста представителей туроператоров России и около тридцати федеральных и региональных средств массовой информации. В этом году власти города для своих гостей подготовили 15 экскурсионных маршрутов, более сорока объектов показа, средств размещения и мест общественного питания.
По следам Джона Уоррена
Накануне нашего приезда в Геленджик здесь прошли съемки программы «Поедем, поедим!» телекомпании НТВ. Нашим читателям британский журналист, влюбленный в Россию и ее достопримечательности, знаком по летнему выпуску передачи о Темрюкском районе. В Геленджик Джон приехал сразу после «ледяного дождя», но даже в экстремальных условиях сумел увидеть плюсы кубанского курорта. «А у нас был Джон Уоррен!», – радостно сообщали нам в дельфинарии, в «Доме вверх дном», в ресторане, и также радушно показывали нам все достопримечательности, угощали, развлекали, отвечали на вопросы. Организаторы «Курортной Олимпиады», как и сочинские волонтеры, работали без устали. Нам открывали «президентский» номер в пятизвездочном отеле, чтобы журналисты хоть раз в жизни в нем побывали, показывали всё, что мы хотели увидеть в Геленджике.
Второй год в Геленджике во время инфотура проводим творческую летучку секции курортов и туризма Союза журналистов России, обсуждаем работу журналистов, пишущих о курортах и туризме.
«Мы выступаем под единым брендом – город-курорт Геленджик»
Инфотур открывали торжественно – в Доме культуры устроили театрализованный пролог. Один из девизов города «Геленджик – город-праздник». По кругу сцены двигались живые скульптуры с геленджикской набережной – Белая Невеста, бронзовые Маячник, Коробейник, Турист, Ассоль, танцевали и пели артисты. К инфотуру был снят рекламный ролик, который хозяева тоже продемонстрировали. А затем открылась выставка предприятий курорта.
Прошлый год для Геленджика стал рекордным: в курортный сезон его посетили 3,7 миллиона человек. Такого не было на протяжении десяти лет, теперь в город приезжают и иностранные отдыхающие. В 2013 году в Геленджик приехали восемьсот граждан из Великобритании, Китая, Франции и Соединенных Штатов Америки. И это не случайно: Геленджик стремительно приближается к европейскому уровню.
Санатории и дома отдыха на выставке рекламировали свои услуги, вели переговоры с туроператорами. Среди них были и известные санатории, и пятизвездочные
отели «Кемпински» и «Надежда», и небольшие гостиницы, открытые предпринимателями. Нас приятно удивило их единство и сплоченность. Как сказал директор санатория «Красная Талка» Константин Димитриев: «Мы выступаем под единым брендом – город-курорт Геленджик. Даже сувениры у нас общие. Турист из Подмосковья зимой пьет чай из кружки с надписью «Геленджик», вспоминает лето, наш прекрасный город и мечтает приехать еще раз».
Геленджикских предпринимателей отличает искренняя вера в развитие курорта. Они готовы вкладывать личные средства в невероятные проекты. Например, «Дом вверх дном». Глава поселения из Кабардинки рассказал, как поначалу даже документы на строительство перепроверил – строят дом без фундамента, странной формы. Даже пластиковые окна вставляли перевернутыми. Да и опытные строители наотрез отказывались «вставать на голову». И всё же дом был построен и готов к экскурсиям. Дом стоит на трубе, внешняя и внутренняя обстановка полностью перевернута вверх ногами.
В первую секунду кажется, что в доме всё валится и пол уходит из-под ног. «Не спешите, постойте минутку у входа, вы успокоитесь и поймете, что всё надежно устроено», – советует нам хозяйка. За идею частники взяли подобные зарубежные строения, и не ошиблись – дом пользуется большой популярностью у туристов, в таком интерьере получаются удивительные фото. На объект затрачены все те же строительные материалы, как если бы строили обычный жилой дом. Однако теперь предприниматели с раннего утра до позднего вечера принимают гостей, и можно предположить, что в скором времени благодаря такому успеху строительство «Дома вверх дном» окупится, а количество туристов прибавится во всем поселке.
Мы познакомились на выставке с сотрудниками галереи современного искусства «Белая лошадь» Евгенией Карелиной и Антоном Никифоровым. Плотный график не позволил нам посмотреть этот объект. Но мы знаем, куда отправимся в свой следующий приезд в Геленджик.
Геленджик считается самым благоустроенным городом-курортом. И дело далеко не в огромных инвестициях. Скорее, в тесном взаимодействии представителей власти, малого и большого бизнеса и жителей города. Еще один девиз Геленджика – «Самый благоустроенный город». Каждый житель вносит свою лепту на общее благо – в этом и есть общий успех. По программе капитального ремонта многоэтажных домов в городе обновлено более пятисот зданий. Зимой в городе нет ни одной клумбы с перекопанной землей, всюду высажены вечнозеленые или морозоустойчивые растения. Отдыхающих становится с каждым годом больше, а, следовательно, больше возможностей появляется для развития города.
Маленькая, но значимая деталь. Жители курорта самостоятельно создают все условия для того, чтобы гостям было здесь уютно. На собственные средства приобретают евроконтейнеры для бытовых отходов, поддерживают чистоту, по возможности украшают внешний вид домовладений, дворовых территорий. К началу апреля в городе будут действовать только евроконтейнеры для бытовых отходов. Это делается для того, чтобы курорт выглядел более эффектно, более качественно в плане чистоты и санитарного порядка. Проще говоря, каждый житель Геленджика лично участвует в процессе привлечения туристов. В совокупности с мерами, принимаемыми властями, это и придает престиж городу в целом.
Сказка Старого Парка
Александр Алексеев и его Старый Парк.
«Как нам повезло, – щебетала наш экскурсовод в автобусный микрофон. – Старый парк вам покажет его создатель. Я с вами пойду, не каждый день такая возможность выпадает».
У входа нас встретил автор проекта Александр Алексеев. Журналист по профессии, философ по складу ума, успешный предприниматель по жизни, скульптор по призванию, он не подходит под привычные житейские мерки.
В удивительных аллеях парка почему-то вспоминался Гоген и история его жизни. Гоген работал в банке, как сейчас сказали бы, топ-менеджером, блестяще разбирался в биржевой жизни, хорошо зарабатывал, уверенно и быстро делал карьеру. Но все свободное время посвящал живописи. Отъезд на Таити был для Гогена не причудой, не прихотью, не капризом. Это было художественной необходимостью. Единственно возможным решением для человека, который всю жизнь хотел рисовать синие пальмы и ярко-красные небеса. Он просто делал то, зачем родился на этот свет.
Кому поступок Гогена, или, скажем, хозяев «Дома вверх дном» или «Старого Парка» покажется странным, стоит на минуту задаться вопросом о своем предназначении.
Итак, Старый парк. На двух гектарах земли переплетаются разные стили, культуры и даже эпохи. Растут деревья, цветы и кустарники. Здесь есть уменьшенная египетская пирамида и античный храм Зевса, готический фонтан с подсветкой и беседка-ротонда, декоративный пруд и каменный мост, средневековая дозорная башня, индийский фонтан и японский сад, дом Кавказа и картинная галерея современной живописи. Все, что здесь есть – не копии известных архитектурных творений, а полет творческой мысли Александра Алексеева. Парк – частное владение предпринимателя, Алексеев начинал с одного-единственного камня еще в девяностых. Теперь здесь каждый год появляются новые экспонаты. Туристов так много, что не хватает парковочных мест не только в жаркий сезон, но и зимой.
Александр и его жена позвали журналистов выпить чаю, попробовать глинтвейн в беседке. Там оказались изящно накрытые столы с крошечными закусками на шпажках, с потолка беседки еще не были сняты рождественские украшения и гирлянды, газон украшала забавная пирамидка. «Это кормушка для белок», – сказал Александр. Захотелось остаться в этой сказке.
Как не хватает нашему Темрюку таких малых архитектурных форм, ротонд, скульптур, садовых скамеек, вазонов… И белочек в парке, которых бы все кормили и никто не обижал.
Очарование Кастальской купели
Популярное место курорта – уголок живой природы «Кастальская купель» на выезде из поселка Кабардинка. В сказочном озере здесь водится осетр и форель, рыбу гостям предлагают поймать самостоятельно, затем повара приготовят и подадут улов. Февраль, а в беседке кипит чай в самоваре, на столе блины и кизиловое варенье. Шумит водяное колесо на ручье. Среди зелени можжевельника и сосен проложены тропинки, необычные скульптуры, фонтанчики, мостики из жердей. Идеальное место для фотосессий. Природных ресурсов для подобных «уголков» на Кубани достаточно, нужно только окультурить и приложить немного фантазии для создания курортного объекта. Объекты Кабардинки нам показывал глава поселения, в котором дружно живут 9800 человек. Он рассказывал, что в его поселении никто не бросает окурки на землю. Потому что их поселок – тоже курорт Геленджик и правила такие же. И в поселке километр точно такой же набережной.
Журналисты в рамках инфотура посетили «Геленджикский дельфинарий, океанариум и террариум в Кабардинке. Узнали, как варится настоящее чешское пиво, которое теперь называют «кабардинским», в новом ресторане-пивоварне «Натюрлих», посмотрели пяти-звездочный отель «Надежда».
Заметим, что во всех туристических объектах размещена реклама нашего Таманского полуострова, призывающая отдыхающих посетить наши экскурсии.
Зимний вечер в Геленджике
Воскресным вечером прошла пресс-конференция с главой Геленджика Виктором Хрестиным, на которую пришли около сорока журналистов. Отметим приезд на инфотур коллег из Ростова, Астрахани, Ставрополя. На табличках – надписи ИА Федерал-Пресс ЮФО, «Комсомольская правда», «Интерфакс», «Юга.ру», журналы «Высокий сезон», «Курортный Олимп», «Отдых на Кубани», федеральные, краевые и районные издания. Вопросы со всех сторон.
«Мы не стоим на месте, –говорит Виктор Александрович, – постоянно улучшаем инфраструктуру, увеличиваем пляжные территории. Развиваем наш курорт, учитываем пожелания и замечания от наших туристов, делаем все, чтобы они были довольны. В прошлом году у нас отдохнуло почти четыре миллиона туристов. Важно, что все мы продвигаем единый бренд: «Город-курорт Геленджик». Между предприятиями, конечно, существует конкуренция, но она здоровая, доброжелательная».
Мэр Геленджика подчеркнул, что есть стремление сделать курорт круглогодичным. У курорта есть мощное конкурентное преимущество перед другими отечественными и зарубежными курортами – его современная медицинская база: современное оборудование и инновационные технологии. Соответствие международным стандартам – важнейший вопрос, которому в Геленджике уделяют большое внимание.
Виктор Хрестин назвал дату открытия куротного сезона – 7 июня. По традиции в городе проходит знаменитый геленджикский карнавал. Главный режиссер Геленджикского карнавала Владимир Голуб во время пресс-конференции раскрыл секрет: «В этом году гостями Геленджика станут карнавалы мира: и бразильский, и китайский, и венецианский, и многие другие. Мы ведем сейчас активные, довольно успешные переговоры».
Мы уезжали из Геленджика без грусти. Во-первых, до него два часа езды от Темрюка, соскучимся – приедем. Во-вторых, у нас и свой курорт дома, любимая Тамань, куда приехать призывают плакаты на каждом углу Геленджика.
В инфотуре приняли участие Елена Иовлева и Екатерина Гаврилова.