Мост через Керченский пролив должен оказаться уникальным инженерным сооружением

.Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в понедельник сообщил, что подписал распоряжение о создании дочерней структуры госкомпании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), которая будет выступать заказчиком инженерных изысканий и разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства моста через Керченский пролив.

Указанные работы должны быть завершены к 1 ноября 2014 года, говорится в распоряжении российского премьера. Финансирование поручено обеспечить Внешэкономбанку (ВЭБ).

Мост через Керченский пролив должен сократить путь из России в Крым на 450 километров. Стоимость проекта оценивается в 24 миллиарда рублей в ценах 2010 года. Министр транспорта РФ Максим Соколов сообщал ранее, что его строительство займет не менее 4-5 лет.

Необходимые изменения

По словам Медведева, решение о создании специальной дочки "Автодора" было принято для того, чтобы перевести работу по строительству моста через Керченский пролив в практическую плоскость. На совещании с вице-премьерами Медведев подчеркнул, что Россия и Украина одинаково заинтересованы "в надежном и недорогом транспортном сообщении между Таманским полуостровом и Крымом", а также "в развитии дополнительных каналов для торговли, совместных инвестиционных проектах".

Для реализации распоряжения российского премьера потребуется внести изменения в программу деятельности "Автодора" на долгосрочный период (2010-2020 годы). Соответствующие предложения поручено подготовить Минтрансу, на это ведомству отводится месяц.

При этом наблюдательный совет "Автодора" одобрил создание дочернего ОАО для разработки ТЭО проекта еще в середине февраля. "Дочка" должна появиться в первом квартале текущего года.

Долгая история

Железнодорожный мост из Крыма на Таманский полуостров был построен после освобождения советскими войсками Крыма осенью 1944 года. Однако уже через три месяца после открытия опоры моста были разрушены льдом, и он был разобран. Восстанавливать мост не стали.

После распада Советского Союза о возможности постройки моста через Керченский пролив заявляли неоднократно как российские, так и украинские политики. Было несколько попыток разработать ТЭО. Так, по проекту 2007 года, длина моста должна была составить 4,5 километра, ширина — 22 метра, высота — 50 метров над уровнем моря. У краев моста предполагалось разместить пешеходные тротуары, в центре, между автомобильными полосами, — одну или две железнодорожных колеи.

В 2008 году Министерство иностранных дел Украины запретило финансировать этот проект из госбюджета до тех пор, пока Киев и Москва не согласуют, где именно по дну Керченского пролива проходит российско-украинская граница.

В начале 2010 года Россия и Украина возобновили работу над проектом. Российская сторона выражала заинтересованность в том, чтобы мост был готов к 2014 году, к Олимпийским играм в Сочи. Однако пакет документов по двустороннему сотрудничеству, в том числе соглашение об организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив, страны подписали лишь в декабре 2013 года.

РИА Новости http://ria.ru/economy/20140303/997933192.html#ixzz2vBtLVWIA

Министр транспорта РФ Максим Соколов оценивает стоимость проекта в 50 миллиардов рублей, но это без железнодорожного переезда. Строить мост будут не менее трех с половиной лет, а заказчиком выступит специальная госкомпания, созданная по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева специально для этого. Финансировать строительство предполагается в основном за бюджетный счет, но при этом привлекать инвесторов. Это свидетельствует о серьезности намерений российского руководства.
 

Как пытались соединить берега Крыма и Кубани. История вопроса

Первым построить переход через Керченский пролив путем сооружения запруды в начале XX века предложил Владимир Менделеев, сын химика Дмитрия Менделеева. В те же годы британцы планировали проложить железную дорогу в Индию по мосту через пролив. До стадии реализации эти проекты не дошли.

Строительство первого моста через пролив в 1943 году, во время оккупации Крыма, начали немцы. Мост был достроен после освобождения полуострова, но в феврале 1945 года не выдержал ледохода и рухнул.

В 1954 году пущена автомобильная и железнодорожная паромная переправа через пролив. В 1996 году из-за износа техники железнодорожное сообщение было прервано, но в 2004 году его восстановили.

19 ноября 1993 года в Москве вице-премьер РФ Александр Шохин, губернатор Краснодарского края Николай Егоров и представители французских компаний подписали протокол о намерениях о строительстве моста. Договор реализован не был.

20 августа 2000 года мэр Москвы Юрий Лужков и глава Верховного совета Крыма Леонид Грач подписали договор о создании АО «Керченский мост» для разработки проекта трехъярусного моста. По данным СМИ, узнав, что строительство оценивается в $0,5–1 млрд, стороны потеряли интерес к проекту.

В августе 2004 года власти Крыма сообщили о подготовке проекта подземного перехода под проливом стоимостью $780 млн, но утвержден он не был.

28 апреля 2008 года премьер Виктор Зубков сообщил, что министрам транспорта России и Украины поручено разработать предложения по строительству моста. В октябре того же года МИД Украины запретил финансирование проекта до согласования границ в проливе.

21 апреля 2010 года в Харькове о строительстве перехода договорились президенты Дмитрий Медведев и Виктор Янукович. 26 ноября минтрансы двух стран подписали с ВЭБом меморандум об организации строительства. Проект оценивался в $900 млн.

17 декабря 2013 года стороны подписали соглашение об организации строительства тоннеля или моста. В январе 2014 года кабинет министров Украины утвердил подписанное в декабре соглашение, стоимость проекта оценивалась в $1,5–3 млрд.

www.kommersant.ru/doc/2422225

 

Месторасположение

Утвержденного проекта моста как не было, так и нет до сих пор. Изначально рассматривалось четыре варианта строительства с точки зрения местонахождения. Это так называемый Северный вариант, который предполагает строительство моста от мыса Фонарь до мыса Малый Кут. В этом случае длина мостового перехода составит 10,25 км, а протяженность автомобильных подъездных путей составит 49 км, железнодорожных – 24 км.

Также рассматривали Жуковский вариант – строительство моста от с. Жуковка с выходом на косу Чушка, Еникальский вариант – от мыса в районе ул. Сипягина к косе Чушка, Тузлинский вариант – через остров Тузла от мыса Ак-Бурун.

В 2011 году предпочтение было отдано Северному варианту мостового перехода от мыса Фонарь до мыса Малый Кут (самый северный на карте).

 

Технические вопросы

Однако как будет решен проект моста с технической точки зрения, до сих пор остается открытым вопросом. Окончательный выбор отодвигался до того времени, когда будут проведены все необходимые инженерно-геологические исследования и разработано технико-экономическое обоснование.

Украинские власти отмечали, что этот объект строительства относится к пятой категории сложности, то есть к объектам повышенной опасности. Поэтому ответственность при строительстве и при принятии в эксплуатацию моста должна быть самая жесткая.

И это вполне понятно, если учесть, что в 1944 году СССР уже был построен мост длиной 4,5 км через этот пролив из Крыма на Таманский полуостров. Однако всего через три месяца после открытия моста не стало: из-за шторма опоры были разрушены льдом. Новых попыток построить пока не предпринималось.

Технически соорудить такой мост сложно: на дне Керченского пролива свыше 50 метров ила, грязевые вулканы и Керченский тектонический разлом. Это проект сложен с точки зрения климата и подводных течений. Сейсмичность региона оценивается как очень высокая. Суровые зимы здесь случаются раз в пять лет. Ледовый покров достигает в среднем 30 см, а максимально – 65 см.

Скорость ветра раз в год достигает 25 м/с и один раз в 50 лет – 32 м/с. Мощные девятибалльные шторма наблюдаются чаще всего в феврале, марте и ноябре. Мост должен выдерживать все эти перегрузки. Об этом ранее рассказывали ученые из Керченского экономико-гуманитарного института ТНИ им. Виноградова.

«В мире нет ни единого транспортного объекта, построенного в таких условиях», – говорил ранее профессор Национальной академии природоохранного и курортного строительства (Симферополь), который 20 лет работал над темой Керченского транспортного перехода, Николай Глухов.

Технические варианты моста также рассматривались разные. Один из них – это строительство двухъярусного моста длиной 5675 метров. По нижнему ярусу можно было пустить две колеи железной дороги, а по верхнему – четыре полосы для автотранспорта. Плюс по мосту можно было проложить газо- и нефтепроводы.

Другой вариант – это строительство тоннеля по дну Керченского пролива.

И, наконец, обсуждался и вариант строительства обычного моста на сваях длиной 4,5 км, а высотой 50 метров. При этом он может совместить в себе как автомобильное, так и железнодорожное движение.

 

Впрочем, в свое время также было много скептиков по поводу строительства моста через пролив Босфор Восточный на остров Русский. Скепсис был тоже связан как с жестким и суровым климатом и сейсмичностью Дальнего Востока, так и со сжатыми сроками строительства.

Только во время строительства этого мостового перехода на Дальнем Востоке объявлялись сотни штормовых предупреждений в год. Резкие перепады температуры – от –31 до +38 – это реальные причуды погоды в районе строительства мостового перехода. И построили мост в рекордно короткие сроки. Строительство было начато в сентябре 2008 года, а закончено менее чем за четыре года аккурат к саммиту АТЭС на Дальнем Востоке в 2012 году. И мост на остров Русский до сих пор принимает всех желающих.

Интересно, что к строительству этого моста Россия тоже шла крайне долго. Первый проект моста через пролив Босфор Восточный появился еще в 1938 году, еще раньше, чем проект моста через Керченский пролив.

  Дмитрий Медведев:"В надежном и недорогом транспортном сообщении между Таманским полуостровом и Крымом заинтересованы и в России, и в Украине, как и в развитии дополнительных каналов для торговли, совместных инвестиционных проектов".