Почта России может резко повысить подписные тарифы. Тогда газеты для многих подписчиков станут недоступны.

Все началось с маленькой экономии — в федеральном бюджете на 2015 год пропала строчка, посвященная субсидиям ФГУП «Почта России» на компенсацию убытков от оказания услуг по подписке. Расход был в государственных масштабах небольшой — порядка 3 млрд рублей. Но эта «мелочь» грозит разрушить систему доставки российской прессы как карточный домик, потому что лишенная субсидий почта заговорила об индексации тарифов уже этим летом. «Вопрос о тарифах на подписку на второе полугодие 2014 г. в настоящее время решается на уровне Минкомсвязи России и Правительства Российской Федерации, — сообщают в пресс-службе почты. — Окончательное решение по сохранению прежних или по повышению подписных тарифов будет принято после получения заключения от указанных федеральных органов власти».

Почтовики и сами рады индексировать тарифы, поскольку все их затраты госсубсидиями не покрываются. «Государство субсидирует менее трети от реальной стоимости услуги, — констатируют в «Почте России». — В среднем убытки по данной услуге составляют 3 млрд рублей в год». Теперь, если установлены будут рыночные тарифы, плата за доставку газет вырастет в 2-3 раза для европейской части России и в 5-8 раз для Сибири и Дальнего Востока. В результате газеты для подписчиков на европейской территории подорожают в 1,5-2 раза в зависимости от периодичности издания.

«Почте предлагается зарабатывать самостоятельно, за счет тарифов, — констатирует председатель правления Ассоциации распространителей печатной прессы Александр Оськин. — Россия, таким образом, станет первой страной, где не будет государственной услуги доставки писем и газет. Мы надеемся, что президент вмешается, и правительство откажется от этого решения».

Если не откажется, то для отрасли это крах. Проблема даже не в том, что газеты с журналами станут дороже. С определенных цен начинается неконтролируемое падение тиража.

В последние годы доля подписки в распространении изданий растет. Точнее, число подписчиков стабильно, а продажи газет и журналов в киосках падают. Поэтому сейчас  около трети читателей получают издания по почте. У некоторых популярных газет и журналов половина читателей подписчики.

Крах подписки выльется в катастрофу для всех, кто так или иначе связан с печатной продукцией. От журналистов до типографий и целлюлозно-бумажных комбинатов. Это сотни тысяч людей. Между тем, даже если тарифы решат не поднимать или поднимать не так резко, почта уже успела наломать дров. В условиях неопределенности каталоги подписной кампании на второе полугодие 2014 года уже напечатали с пустыми графами. Когда вопрос с тарифами будет решен, во все регионы пришлют дополнительные тетрадки с ценами подписки. Подписчикам и почтовым работникам придется постоянно сверять бумажки. Так что этим летом придется изрядно попотеть, чтобы подписаться на любимые газеты. Это при самом благоприятном исходе.