Убрав всего одну строчку в федеральном бюджете, можно легко разорить СМИ и разорвать единое информационное поле России

Во время правления Екатерины Великой остро встал вопрос о повышении цены на соль, против чего возразил один из ближайших её советников. И хотя речь шла всего о копейках, он доказал матушке-царице, что «тогда все цены поползут вверх». В результате Сенат законодательно установил цену на соль в размере 30 копеек за пуд (вместо 50 копеек) и 10 копеек за пуд в регионах массовой засолки рыбы. Более того: на соль как на один из жизненно важных в стране товаров было введено государственное регулирование цен. Но не о соли сегодня речь, хотя и о хлебе насущном, к которому давно уже относят информацию, в том числе информацию в печатных СМИ…

Пресса уже давно переживает кризис, связанный не только с наступлением эры Интернета и цифровых технологий, но и со скверной системой распространения газет и всё продолжающей дорожать подпиской на них. Сейчас в профессиональной среде бьют тревогу по поводу того, что ФГУП «Почта России», по сути, вынуждают резко повысить подписные тарифы со второго полугодия 2014 года, что может вообще привести к краху института доставки прессы.

В прежние годы государство компенсировало почте убытки от оказания услуг по подписке, выделяя около 3 млрд. рублей. И если этого не будет, и если установят рыночные тарифы, то, констатируют эксперты, плата за доставку газет вырастет в два-три раза для европейской части России и в пять-восемь раз для Сибири и Дальнего Востока. Россия может «прославиться», став первой страной, где не будет государственной услуги доставки писем и газет.

Итак, о чём тревога?

Розничная и подписная цена газет возрастёт, их периодичность и совокупные объёмы уменьшатся, тиражи упадут, штаты неизбежно сократятся (уже то, что многие региональные издания отказались от штатных фотографов и художников, закрыли собкоровскую сеть, привело к явному снижению качества контента). Следует сказать и о цепной реакции: пострадают не только журналисты, но и сотни тысяч работников типографий, целлюлозно-бумажных комбинатов, транспортных компаний и мн. др.

Главный редактор еженедельника «Аргументы и факты» Николай Зятьков посмотрел на проблему ещё глубже: «Возможность и доступность подписки на газеты принципиально важны для жителей малых городов и сельской местности, самых социально не защищённых, малоимущих слоёв населения — для тех, кто после повышения цены не сможет выписывать любимые издания. Для многих людей читать газету всей семьёй, обсуждать материалы и обмениваться мнениями стало приятной семейной традицией. Возникает высокая вероятность потери традиции — культуры чтения газет, которая складывалась десятилетиями. Это угроза не только для периодической печати — это в первую очередь угроза для государства, если оно не может защитить интересы и права своих граждан».

Если решат осуществлять субсидирование доставки периодической печатной продукции через Роспечать (а есть и такая идея), то добавятся сложности законодательного характера: необходимо будет создать надзорный орган для выбора дотируемых СМИ, для определения объёмов финансирования и для контроля всего этого процесса.

Многие считают, что от повышения цен не проиграют газеты краевых и областных администраций, которые в любом случае будут доставляться, а от госдотаций выиграют в основном федеральные издания. Есть опасение, что появится ещё одна возможность подпитки государственных изданий, которые сегодня и так не бедствуют, что будут нарушены правила честной конкуренции.

Не секрет: газеты в наших почтовых ящиках появляются один, в лучшем случае — два, раза в неделю. Причина этого — мизерная зарплата почтальона, которому, кажется, выгодно, чтобы подписки на газеты вообще не было.

То же — с киосками, которым также выгоднее торговать любым ширпотребом, нежели газетами, набор которых к тому же желает быть более качественным, то есть не ограничиваться глянцевыми и «жёлтыми» изданиями, но и предлагать общественно-политическую, научно-культурологическую и т.п. прессу (кстати, давно уже была высказана идея о необходимости создания сети киосков социальной прессы, которую и должно поддерживать государство, — коммерческие же издания, на то и коммерческие, чтобы решать эту проблему самим).

В общем, убрав всего одну строчку в федеральном бюджете, посвящённую субсидиям ФГУП «Почта России» на компенсацию убытков от оказания услуг по подписке, можно, оказывается, легко и быстро разорить бизнес муниципальных и независимых СМИ, что означает разрыв информационного поля, отказ в систематическом информировании части общества и т.д.

Хорошо бы некоторым современным государственным деятелям почаще вспоминать мудрые решения наших прежних правителей, в том числе и решение Екатерины Великой, снизившей как-то цену на соль…

 Владимир Тулупов,
декан факультета журналистики
Воронежского государственного университета,
председатель Гильдии аналитических журналистов