80 процентов высших наград международного дегустационного конкурса «Южная Россия ­ 2014» завоевали благородные напитки Краснодарского края. Фото: Геннадий Аносов.

 

На этот вопрос ответило международное жюри экспертов из нескольких стран мира

«Master of wine» в Краснодаре

Есть вещи, научиться которым может далеко не каждый. Даже при наличии научных изысканий, новейшего оборудования и высококачественного сырья. Потому что для хорошего результата, а тем более – международного признания – требуется большее, чем даже профессионализм, опыт и материально­технические возможности. Требуется душа. Творчество. Вера в успех. Особенно когда речь идет о производстве хорошего вина.

Краснодар, 16 апреля, XVII Международная выставка «Винорус.Винотех». Кажется, здесь есть все, что нужно успешному виноделу: от саженца до дорогой техники по сбору урожая. Вот – огромный суперкомбайн – в первом павильоне «КраснодарЭкспо» он выглядит как герой «Трансформеров». Вот итальянцы представляют энологическую экспресс­лабораторию, которая за считанные минуты анализирует «кровь лозы», на молекулярном уровне определяя состав виноматериалов.

На соседнем стенде – бутылка и пробка в разрезе, потому что каждый микрон стекла и каждая пОра вносят свой вклад в общую сумму успеха благородного напитка. Разноцветные и яркие мюзле (проволочные фиксаторы шампанских пробок) – те вообще похожи на причудливые ювелирные изделия. А бочки из кавказского дуба настолько внушительно­величавы, что вполне сойдут за предметы интерьера средневекового замка.

Но нельзя просто взять это все, сложить вместе – и сделать красное, белое, а, тем более, игристое. Да еще такое, чтобы международные эксперты поставили за него высшую оценку и внесли в «золотой лист» победителей престижного конкурса.

Тогда в чем секрет успеха, к примеру, кубанского винодела­гаражиста Алексея Толстого? Его белое сухое «Усадьба Маркотх Шардоне» получило высокие оценки от лучших мировых винных критиков.  К слову, среди них трое имеют самый высокий профессиональный титул – «Master of wine», который присваивает Институт Мастеров Вина Великобритании (The Institute of Masters of Wine) лишь лучшим специалистам, за плечами которых десятилетия работы в отрасли в качестве экспертов.

В мировом виноделии квалификация «Master of Wine» рассматривается как один из самых высоких стандартов профессиональных знаний. И эти гуру мира вина специально приехали в Краснодар, чтобы вынести объективный вердикт о качестве 177 образцов продукции. Причем продукции не только собственно краевых виноделен, но и всех импортеров, представленных в торговой сети Кубани.

– В чем секрет успеха моего вина? –  с улыбкой говорит Алексей Толстой. – Для меня оно – солнце и ветер! Оно создано из винограда, выращенного на склонах Маркхотского хребта в районе Геленджика и собранного вручную. Наша винодельня придерживается традиционных, натуральных технологий, и все, даже очистка и оклейка виноматериалов – происходит так же, как тысячи лет назад.

Галатея в бутылке       

От других участников и гостей выставки винодела всегда можно отличить. По глазам. Они особенные: горящие, влюбленные, что ли – и у Алексея Толстого и у всех, кто называет «созданием» процесс производства вина. Может быть, именно это внутреннее вдохновенное горение помогает им подобно древнегреческому скульптору Пигмалиону создавать свою Галатею в каждом новом вине, неустанно вкладывать и ум, и сердце в сок янтарной лозы.

Вот гендиректор «Фанагории» Петр Романишин, улучив минутку между встречами и переговорами, наливает нам по бокалу сенсационного «первого русского сотерна». Это вино, чудесным образом рожденное осенними туманами Таманского полуострова, талантом австралийского энолога­консультанта Джона Ворончака и профессионализмом виноделов предприятия, уже готово к розливу.

А вкус и ароматика у него такие, что сознание тут же стирает стены выставочного павильона – и его заливает весеннее мощное солнце, унося к берегу двух морей! А затем окунает в бушующую зелень и благоухание садов.

И становится понятно, почему фанагорийские благородные напитки стали чемпионами по числу золотых медалей «Южной России­2014» – у них их четыре: две медали получили игристые вина «Фанагория. Каберне Фран» и «Мадам Помпадур. Брют», одну – сухое белое «Крю Лермонт Шардоне» и одну – десятилетний коньяк «ANRI».

Мы едва успеваем поблагодарить Романишина за глоток райского сотерна: гендиректор,  извинившись,  спешит на круглый стол с руководителями аграрной и курортной сфер Кубани. Потому что в начале аграрного и курортного сезона нужно убедить и торговые сети, и рестораторов сделать выбор именно в пользу нашего, кубанского, о котором еще десять лет назад никто не знал, а сегодня говорят и в среде ценителей, и за рубежом, и на государственном уровне.

А главный винодел предприятия «Кубань­Вино» Ванда Ботнарь, которую также пришлось буквально украсть с презентации, знакомит нас с другим золотым медалистом конкурса. Это десертное выдержанное вино  «Нектар. Шато Тамань Резерв». Вот уж если нектар – пища богов, то такой точно не стыдно подать и главному покровителю виноделия  древнегреческому Дионису!

– В основе нектара – итальянский красный сорт Анчелотта, рассказывает Ванда Ботнарь. – С ним в России мало кто серьезно работает и на уровне селекции, и в промышленном производстве. Я считаю, очень зря. Лично для меня этот напиток – ностальгия по родной Молдавии, но в ее лучшем – кубанском – воплощении!

 

Кубанские бочки из кавказского дуба – еще одна гордость российских виноделов. Фото: Иван Семенец.

У вина в России – своя столица

В оценке вина – и как продукта со своими потребительскими свойствами, и как произведения винодельческого мастерства –  всегда есть несколько точек зрения. Их как минимум три. Первая – самого винодела.  Вторая – того, для кого сделано это вино. Третья – оценка сомелье, профессионального дегустатора и критика, с которым трудно поспорить. 

Весь день 15 апреля винные критики оценивали ароматику и букет  напитков из Италии, Испании, Франции, Новой Зеландии, Чили, Аргентины и России по международной системе «вслепую» – без информации о производителе. И когда 16 апреля на торжественном открытии выставки «Винорус. Винотех» подвели итоги конкурса, именно профессиональное мнение стало решающим. Гарантирующим, что дождь из золотых медалей над кубанскими виноделами прошел заслуженно. Это отметил и руководитель краевого управления по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Олег Толмачев, приветствуя участников конкурса и специализированной выставки:

– Каждое такое мероприятие показывает позитивные изменения в кубанском виноделии. Так в 2013 году наши предприятия получили 36 значимых международных наград, в том числе на престижнейшем винном конкурсе в Лондоне. И только за один этот год во многом благодаря кубанским виноделам произошло глобальное изменение отношения к вину в России. Оно впервые законодательно признано сельхозпродуктом, как это принято во всем мире. И на нынешнем конкурсе «Южная Россия» большинство золотых медалей завоевали уже кубанские вина. Они выгодно отличаются на фоне чилийских, аргентинских, новозеландских, которые представлены в магазинах края, – подчеркнул Олег Толмачев.

Он также выразил уверенность, что изменения в законодательстве, поднявшие дух всей отрасли на Кубани, – это только первый шаг. В ближайшее время должны появиться правовые основания для коренной реформы и активного продвижения отечественного виноделия.

А президент Ассоциации виноградарей и виноделов России Леонид Попович в своем обращении к кубанским коллегам и вовсе назвал Краснодар «винной столицей России».

– Я рад, что на этом празднике присутствуют предприятия других регионов нашей страны, в том числе Крыма, все они привезли очень интересное вино, и теперь мы вместе, мы будем побеждать! – отметил он.

– Для меня кубанские вина – это открытие. Очень важно, что сейчас большинство вин производится из местного винограда. Их качество серьезно повысилось и находится на очень высоком уровне, – в свою очередь, отметил председатель винного конкурса в Лондоне Бретт Криттенден, который также входил в состав международного жюри в Краснодаре.

Еще один авторитетный винный критик – глава Союза сомелье России Артур Саркисян в общении с нами признался: еще несколько лет назад был убежден – в России не может быть хорошего вина. Но потом кардинально поменял свое мнение. И даже включил лучшие из них в свой авторский «Винный гид».

– Идея этой книги родилась, когда я задумался: а что дальше? Дело в том, что многие мои коллеги, которые профессионально занимаются вином, раз в неделю дегустируют великие вина со всего мира. И вот однажды я задал им вопрос: «Мы собираемся, оцениваем, а кто кроме нашего круга еще будет в этом разбираться?»

В то время я скептически относился к российскому виноделию. Но в ходе работы над книгой решил сам получить информацию о нашем вине и поехал на Кубань, – рассказывает Артур Саркисян. – И я убедился – кубанское виноделие очень активное и в Краснодарском крае, действительно, научились делать благородные напитки, которые могут достойно конкурировать на международном уровне.

Это я постарался отразить в «Российском винном гиде», который впервые был издан в 2013 году, а потом в 2014 году (причем вина включались в него только после того, как группа лучших сомелье московских ресторанов продегустировала их и на предприятиях Кубани, и купив образцы в магазинах столицы. И они обязательно должны были получить не меньше 80 баллов по международной системе оценки – прим авт.)

– И меня искренне порадовало, что нынешний конкурс, прозрачный и понятный, принес результаты в пользу наших вин. Доказал, что мы умеем делать их качественно, – подчеркнул именитый эксперт.

Он также заметил: недостаточно просто делать хорошие и даже великие вина – необходимо активно продвигать кубанские благородные напитки, и для этого модернизировать правовую базу для грамотной рекламы, ведь от этого напрямую зависит культура его потребления.

– Если говорить о зарубежных аналогах винных конкурсов, то они показывают – из тысячи представленных образцов 70­80 процентов оказываются некачественными, попросту неликвидом. И очень обидно, когда на Кубани, где делают хорошее вино, в ресторанах предлагают неликвидные вина по заоблачной цене. Я бы назвал даже позорным, что в ресторанном сегменте нет понимания – кубанское виноделие уже высоко оценено и экспертами, и потребителями. В моем понимании курортный бизнес, наоборот, должен всячески продвигать местные вина.

Артур Саркисян также отметил – пока в России не будет возможности  доносить до потребителя информацию о качественных отечественных белых, красных и игристых, культура их потребления не появится:

– Вино в нашей стране пока еще не очень популярно: информация о нем ограничена законом о рекламе, и люди не знают, как выбрать в магазине, ресторане лучшее. Зато есть самая худшая антиреклама – продажа некачественного вина. Я убежден – нужно подойти к решению проблемы категорично и закрыть тот сектор, который позорит виноделие, те лавочки, где торгуют откровенным суррогатом на розлив, особенно на кубанских курортах. Мне бы не хотелось, чтобы мы повторили судьбу болгарских виноделов. В свое время они потеряли лицо из­за суррогатчиков, и теперь безуспешно пытаются вернуть прежнюю популярность своих напитков. А у Кубани сегодня есть все шансы прийти в мировое виноделие всерьез и надолго.

Екатерина Тушкова.