Трансконтинентальную телеграфную линию строили на территории нескольких стран одновременно, устанавливали опоры с надписью «Siemens Bros London» в Великобритании, Германии, России, в Крыму, на Кавказе, в Грузии, Армении, Персии, Индии. Фирма «Сименс» существует до сегодняшнего дня. Для того времени проект был восьмым чудом света.
12 апреля 1870 года из Лондона в Калькутту был передан текст государственного гимна «Боже, храни королеву» вместе с табелем зарплаты телеграфистам. При этом скорость переданного сообщения была просто фантастической для того времени – 28 минут.
Так начал работу Индо-Европейский телеграф первой прямой трансконтинентальной линии Лондон – Берлин – Варшава – Бердичев – Одесса – Керчь – Екатеринодар – Сочи – Сухум – Тифлис – Эривань – Тегеран – Карачи – Бомбей – Калькутта протяжённостью 11 тысяч километров.
Управление Индо-Европейского телеграфа располагалось в Симферополе и Сухуми, а контрольные станции – на косе Чушка, в Темрюке, Славянске, Екатеринодаре, в посёлке Шабановском (сейчас посёлок в Северском районе Кубани), Джубге, Туапсе и Сочи.
От Керчи до косы Чушки кабель проложили по дну Керченского пролива. При прокладке подводного кабеля в районе Сочи глава фирмы Эрнст Вернер фон Сименс (Werner von Siemens) присутствовал лично. В этих работах участвовало несколько судов, гребных шлюпок, десятки матросов и солдат. На расстоянии 68 миль уложили 85,3 мили кабеля (берегового – около Джубги – 8 миль и около Сочи 5,3 мили и морского – 72 мили). Сложная технологическая работа была выполнена за шесть дней. На Кавказском участке кабель был изначально проложен по дну моря вдоль берега. Однако вскоре после окончания работ кабель порвался в нескольких местах из-за землетрясения. Эта авария поставила сроки сдачи телеграфа под угрозу срыва. Тогда было решено перенести трассу линии и проложить её по берегу, на столбах. Для переноса линии в нужные сроки требовалось много рабочих. Для этого Карл Сименс повысил строителям зарплаты, а также заплатил композиторам Ганске и Волхаберу большие гонорары, чтобы те написали «Марш телеграфистов».
На суше через каждые 150 метров были установлены телеграфные столбы. Воздушная линия в своём составе имела три медных провода, подвешенных через изоляторы на стальных и чугунных столбах. Два провода использовались Британией, а третий был проложен для нужд России.
Предположительно, от нашей территории шли две линии – одна на Екатеринодар по старому таманскому тракту, совпадающему с современной дорогой на Краснодар, другая – в Туапсе, Сочи и Абхазию. Как они снова соединялись и соединялись ли, никто не помнит. Говорят, в районе Джубги, что логично, согласитесь. На старинных планах линия идёт вдоль моря.
В Темрюке работал телеграфист, монтёры и контролёры, а станцию телеграфа охраняли конные казаки. Они базировались в переулке Базарном, на современной улице Кирова. Там, где сейчас детский садик, у них была конюшня. Охрана телеграфу, по всей видимости, требовалась. Чтобы не трогали повода, чугунные столбы, красивые изоляторы и прочее, даже запустили слух, что земля в трёх метрах вокруг каждого телеграфного столба считается британской собственностью, лично Её Величества королевы Виктории. Вряд ли так было в реальности, не знаем точно. Линия телеграфа была официально закрыта в 1931 году. До настоящего времени в Крыму и на Кавказе сохранились отдельные столбы Индо-Европейского телеграфа, поставленные в 1860-е годы, а в Симферополе и Сухуме сохранились здания телеграфа.
К арке в Темрюке мы привыкли. Если не ошибаюсь, арка не охраняется как культурное наследие. От арки до самой дороги идёт старая булыжная кладка. Раньше в Темрюке привозным булыжником мостили все улицы, а сейчас это редкость. Будете мимо проходить, рассмотрите. Там история на расстоянии вытянутой руки.