Наши земляки, жители Темрюкского района принимали участие в ликвидации последствий аварии. Многие награждены орденами и медалями. В нашем районе в списке ликвидаторов значится 268 человек. Они боролись с «невидимым» врагом, ценой жизни и здоровья противостояли беде, многих уже нет с нами.

Не осознавали, что спасали мир

Ни один из ликвидаторов не забудет металлический привкус радиации. Чернобыль – общая боль и память. В Темрюкском районе ликвидаторов объединяет местное отделение общественной организации чернобыльцев. Здесь они находят помощь и поддержку, ведут работу по сохранению памяти. На встречи приезжают активисты со всего района. За эти годы они стали не просто товарищами, это настоящее братство, где всегда придут на выручку друг другу. Более десяти лет организацию возглавляет Виктор Рябыш.

Вместе с Виктором Петровичем чернобыльцы – давние друзья газеты «Тамань» – заходят в редакцию, обязательно накануне памятной даты – поговорить, сфотографироваться на память.

Сергей Надежкин – участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с октября по декабрь 1986 года. Награждён медалью «За спасение погибавших».

– 14 октября принесли повестку, а 18-го уже был в Припяти. Въехали в пустой безжизненный город, ощущения жуткие. Как будто всёживое в один миг исчезло. Трудно представить, насколько тяжело было людям, которые покидали свои дома. Ничего из вещей, естественно, брать было нельзя. Мы очищали Припять от радиации – грузили и вывозили на могильник грунт, предметы быта, мусор и прочее. Занимались дезактивацией в посёлках Полесское, Вильча. На могильнике разгружали машины, смена – 10 часов. Ездили на работу туда и обратно 150 км. До конца не понимали с чем имеем дело, насколько опасна радиация. Так были воспитаны – Родина призвала, значит ты нужен – исполняли долг.

Сергей Иванович вспоминает, как на респираторах-«лепестках» оставались следы как от йода, мучали кашель, головная боль. Дни в «зоне отчуждения» не прошли бесследно. Он получил дозу облучения 18,43 и впоследствии инвалидность. Как и многие другие ликвидаторы, Сергей Надежкин  – оптимист, позитивный и жизнелюбивый человек. Он много лет занимается общественной работой, является членом правления организации чернобыльцев.

Ликвидаторы не чувствовали себя героями, не осознавали, что спасают мир. У Василия Литвина из Тамани было около 30 выездов на АЭС. А ведь ему сначала, в августе 86-го сказали – не годен, а в марте в 87-м вновь пришла повестка.

После одной из смен командование попросило поработать на бетонировании трубы. В течение трёх минут он получил дозу облучения 2,5 БЭР. После этого выполнял работы вне территории АЭС.

Василий Николаевич награждён медалью «За спасение погибавших».

Александр Высоченко из Старотитаровской участвовал в ликвидации последствий аварии в 1987 году. Также награждён медалью «За спасение погибавших».

– Когда приехал на место, встретил земляка. Спрашиваю: Ваня, ты чего такой бледный? А он ответил: Подожди и ты такой же будешь. Хотя вокруг был хвойный лес, хвоей совсем не пахло, а пахло марганцем. Были среди наших товарищей те, кого призвали, а были и добровольцы. Работали в двух зонах – тридцатикилометровой зоне заражения и в чистой зоне, где жили люди. Проходят годы, но нам не забыть Чернобыль, это на всю жизнь, – говорит он.

Александр Алексеевич часто вспоминает стихи Льва Ошанина о Чернобыле:

И если бы глухой ночной порою

Те парни долг не выполнили свой,

Все было бы непоправимей втрое,

И ты, быть может, был бы неживой.

Их смерть была ступенями победы —

Там, на вершине, светятся они.

И тысячи других рванули следом,

Чтобы вернуть земле живые дни.

Чернобыльский Спас

Ликвидаторы приходят в храм Архистратига Михаила в Темрюке. Здесь находится икона «Чернобыльский спас», освящённая протоиреем Николаем Ворона. Трагедию он застал молодым священником. Отца Николая чернобыльцы считают своим духовным наставником. Он проводит службы по погибшим и умершим ликвидаторам. Всегда находит тёплые и добрые слова в беседах, поддержит и даст совет в любой жизненной ситуации. Отец Николай 26 апреля всегда вместе с ликвидаторами приходит к памятному знаку в Темрюке, чтобы почтить память ушедших, провести службу.

– И сегодня мы помним об этой трагедии. Молимся за тех, кто её пережил, положил жизни. Икона «Чернобыльский спас» находится в достойном месте в нашей церкви. Нас не будет, а икона останется, – говорит отец Николай.

Дань мужеству

Чернобыль преподнёс всему человечеству серьёзный урок. Катастрофа показала миру жестокие последствия воздействия радиации. Мы должны помнить о Чернобыле, чтобы он не повторился, передать память потомкам.

Памятные знаки ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС в Темрюкском районе есть в посёлке Сенном, Новотаманском сельском поселении, станицах Вышестеблиевской, Голубицкой, Курчанской, Старотитаровской, Тамань и городе Темрюке. Ликвидаторы проводят субботники, поддерживают порядок. Каждый год в памятный день здесь собираются жители, чернобыльцы и их семьи. 26 апреля отдаём дань мужеству ликвидаторов аварии.