С рыбой, хлебом и солью на поклон к императору

Три дня кубанская столица пребывала в ликовании по случаю приезда царственных особ. Эту радость разделили и темрючане. Делегации города Темрюка и станиц Таманской, Старотитаровской, Ахтанизовской приняли участие в мероприятиях, посвященных пребыванию в Екатеринодаре с 21 по 23 сентября 1888 года царской семьи (государя Александра Александровича, государыни Марии Федоровны, их детей — цесаревича Николая и великого князя Георгия), впервые посетивших Кубань. На торжественной встрече царствующих особ, которая состоялась на железнодорожном вокзале в Екатеринодаре 21 сентября, депутаты из города Темрюка под предводительством главы Е. И. Левтерова преподнесли гостям хлеб и соль на изящном серебряном блюде, на котором были начертаны императорские вензеля, а по его борту была рельефно выгравирована надпись «Всеподданнейшее приношение Темрюкского городского общества». На следующий день проходила церемония вручения подарков местного производства государю императору. Делегация из станицы Таманской преподнесла «продукты местного рыболовства, в том числе кефальную икру».

Примечательно, что отец Александра Александровича тоже приезжал на кубанскую землю в сентябрьские дни, но случилось это за тридцать восемь лет до императорского вояжа Александра III.  14 сентября 1850 года будущий император Александр II посетил Тамань. Пароход «Владимир», на котором прибыл наследник престола Александр Николаевич, бросил якорь у косы Тузла. На таманском берегу царственную особу встречал командующий войсками на Кавказской линии наказной атаман генерал Н. С. Заводовский с конной черноморской сотней. Маршрут цесаревича пролегал через станицу Тамань, Фанагорийскую крепость и станицу Темрюкскую, в которой он заночевал. Затем наследник престола отправился в Екатеринодар, где 16 сентября дал прием для почетных представителей Черноморского войска и провел парад. Во второй раз уже в статусе императора Александр Николаевич посетил Тамань в сентябре 1861 года. В проекте его маршрута указано, что он должен был прибыть в Тамань так же, как и десятью годами ранее, на пароходе. Дальше его путь пролегал через станции Сенную и Пересыпную до города Темрюка и дальше до Екатеринодара.

Свет просвещения для женщин

А в сентябре 1899 года  радовалась просвещенная общественность Темрюка по поводу, конечно, менее значимому, чем приезд императора, но тоже важному. 26 числа этого месяца в городе Темрюке открылось Мариинское женское училище. Оно располагалось напротив нынешнего музея, на том месте, где сейчас памятник воинам-интернационалистам, погибшим в горячих точках.

Императорский указ об учреждении училища был издан еще в 1898 году. В нем говорилось: «Преобразовать с 1 июля 1899 года существующее в городе Темрюке двухклассное женское начальное училище в Мариинское женское училище». На содержание этого учебного заведения было предписано выделять ежегодно по 4 тысячи 100 рублей. Из стен 4-классного Мариинского женского училища за годы его существования выпустилось немало воспитанниц, которые затем преподавали в начальных училищах города Темрюка и Таманского отдела.

Доступ к рыбе разрешен

23 сентября 1905 года произошло долгожданное событие для темрюкских обывателей. Высочайшим повелением императора темрючанам было дозволено ловить рыбу в водах Кубанского войска. Изданный в этот день указ гласил: «…В виде исключения жителям города Темрюка предоставляется право свободного лова рыбы наравне с казаками в шестом рыболовном участке, по берегу Азовского моря от Гниловского гирла до косы Чушки, в Курчанском и Ахтанизовском лиманах, на пространстве городской выгонной земли».

Темрючане боролись за право свободно ловить рыбу в прибрежных водах со дня основания города Темрюка. Дело в том, что, являясь городскими обывателями и имея принадлежность к городскому сословию, они не обладали этим правом, поскольку водные угодья являлись собственностью Кубанского казачьего войска и только казакам разрешалось хозяйничать на воде. Это обстоятельство породило многолетнюю вражду между казаками и горожанами, которая часто выливалась даже в смертоубийство. Снятие запрета наконец открыло горожанам беспрепятственную дорогу к рыбным ресурсам таких близких, но до недавнего времени недоступных морских и лиманных угодий.

Елена Чуприна

Источники:

* Полное собрание законов Российской империи, Санкт-Петербург, 1898, Собр. 3, Т. 18

* Полное собрание законов Российской империи, Санкт-Петербург, 1905, Собр. 3, Т. 25

* И. Дмитренко, «Пребывание их Императорских величеств с августейшими детьми в Кубанском казачьем войске в сентябре месяце 1888 года», С. — Петербург, 1898.