Стройка века вошла в историю страны. Благодаря работе строителей, их трудовому подвигу началось развитие неосвоенных земель Дальнего Востока, Сибири, на карте появилась железнодорожная ветка, связывающая регионы России.

Валерий и Наталья Гаммершмидт из Темрюка участвовали в грандиозном проекте строительства Байкало-Амурской магистрали.

Романтика и возможности

Они были на стройке дважды с перерывом в два года, в общей сложности девять лет.

– Были молоды, манила романтика севера, чувствовали себя частью чего-го масштабного. Конечно, как любой молодой семье, хотелось встать на ноги, и БАМ дал такую возможность  нам и многим другим людям. Это часть нашей жизни, – рассказывает Наталья Васильевна.

Они оба работали в строительстве. Валерий Иоганесович работал в Кемеровском производственном объединении «Азот» мастером участка капитального ремонта жилья. В 1978 году переехал в Краснодар. Наталья Васильевна окончила Краснодарский монтажный техникума, работала инженером ОТиЗ треста домостроения в Краснодаре. На ударной стройке БАМа трудились от организации «КраснодарБАМстрой» в г. Усть-Кут Иркутской области. Он – бригадиром, она – отделочником. Валерий Гаммершмидт принимал участие в строительстве   объектов инфраструктуры, жилых домов, супруга Наталья осуществляла отделку жилья и объектов инфраструктуры для работников БАМа.

Рабочие будни Валерия Иоганесовича в городе Усть — Кут Иркутской области. Фото из семейного альбома.

Сын родился

Валерий Иоганесович поехал на большую стройку первым.

– Перед нами стояла задача – возвести микрорайон у реки Лена – девятиэтажные дома, инфраструктуру – депо, магазины, узел связи. Мы её выполнили, – говорит он.

Следом за мужем приехала Наталья Васильевна вместе с маленькой дочкой Светой.

– Быт был нелёгкий, – вспоминает Наталья Гаммершмидт.  – Горячей воды не было, грели воду кипятильниками. И стирали с ними. Бельё вывесишь, а оно мгновенно колом встаёт. Но мы ни в чём не нуждались, обеспечение было отличным – продукты и всё необходимое.

В 83-м году в Усть-Куте в семье Валерия и Наталья родился сын. Наталья Васильевна до сих пор помнит, как в роддоме ей принесли сына, завёрнутого в клетчатое одеяло, а окна в палате были в снегу.

Большая бамовская семья

После ликвидации «Краснодар БАМстроя» супруги не уехали домой, остались работать на стройке дальше в мостоотрядах № 102 и № 9 до 1991 года.

– Когда работали в «КраснодарБАМстрое» жили на горе, а снизу река Лена. Позже, когда перешли в другую организацию, жили прямо на берегу реки. Это очень красивые места, тайга, по которой скучаем до сих пор, – говорят супруги.

Работали, жили своим посёлком дружно, как одна семья, праздники вместе отмечали. Супруги Гаммершмидт по сей день поддерживают связь с коллегами-бамовцами. После стройки неоднократно встречались с друзьями, ездили в гости. Спустя три года после того, как уехали со стройки, Наталья Васильевна возвращалась в ставшие за девять лет такими родными места.

Тайга закалила

В Темрюк они переехали из Краснодара сразу после того, как уехали со стройки БАМа. В районе, в посёлке Сенном они когда-то и познакомились. В Темрюке Наталья Васильевна работала в техникуме, занималась предпринимательской деятельностью, Валерий Иоганесович работал в ДРСУ. Сейчас супруги на пенсии, помогают воспитывать внуков. Наталья Васильевна всю жизнь занималась спортом, и сейчас любит ездить в бассейн летом.  Она занимается творчеством, делает поделки, шьёт кукол, вышивает бисером. В прошлом году отметила юбилей, а ещё семья отпраздновала  45-летие семейной жизни. На встрече в районном Совете депутатов супругов поздравляла  председатель Совета Светлана Чмулёва, вручила Благодарственное письмо.

Тайга и мерзлота закалили их характер. Своим оптимизмом и жизнелюбием супруги Гаммершмидт заряжали на строительстве БАМа и сейчас заряжают всех вокруг. Для них, как и для каждого бамовца, полувековой юбилей с начала стройки – большое событие, ведь каждый из них часть исторического события.

Байкало-Амурская магистраль, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной этап строительства пришёлся на 1974-1984 годы. Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты. В этом году строители БАМа отмечают полувековой юбилей с начала стройки.