Строительство часовни Бориса и Глеба на одноименной горе возле станицы Ахтанизовской связывают с событием, которое произошло здесь в 1819 году: во время землетрясения часть холма обрушилась в Ахтанизовский лиман, после чего на месте провала обнаружили икону святых Бориса и Глеба. Версии её появления были разными: одни считали, что святыня осталась от разрушенного монастыря, основанного здесь в давние времена монахом Никоном, другие полагали, что икону принесли на холм незадолго до того, как её обнаружили.

Исследователь Кирилл Живило, посетивший Таманский полуостров в 1908 году, нашёл её в храме Бориса и Глеба в станице Ахтанизовской и после пристального изучения сделал вывод: «Не будь надписи «Борис и Глеб», можно бы признать святых за царя Константина и Елену, так непохожи лица и костюмы на общеизвестные изображения Бориса и Глеба. Живопись скорее новейшего суздальского типа…» А православные ахтанизовцы увидели в факте появления иконы из недр холма божье знамение, назвали гору именем святых Бориса и Глеба и воздвигли здесь в их честь часовню.

1 мая каждого года у святилища собиралось много людей, к часовне из станицы Ахтанизовской совершали крестные ходы, служили молебны. Завершался сход народным гулянием с музыкой и танцами. Но уже в начале прошлого века здание часовни было неустойчивым: во время земных встрясок гора и часовня сотрясались так, что с кирпичных стен, связанных железным обручем в связи с оседанием, отпадала штукатурка. Ничего удивительного, что до наших дней часовня не сохранилась.

Гора на Таманском полуострове не единственное место, где загадочным образом обнаруживались иконы. По народным рассказам, святой источник Ильи Пророка в станице Куринской Апшеронского района был основан после того, как здесь была найдена икона святого Ильи, причём поднять её сразу не могли – «не далась она кому попало, а далась специально человеку другому». Причём, по поверью, и сам Илья являлся здесь миру – сам белый и рядом с ним белая лошадь.

О происхождении источника «Святая ручка» в станице Неберджаевской Крымского района люди говорят так: «Матерь Божия вдарила ножкою о камень и пошла вода». А история появления источника Николая Угодника в этой же станице достойна сюжета для сказки. Две женщины после работы решили накосить травы, дошли они до одного ручейка и поравнялись со старичком, который тоже шёл косить траву. Он дошёл до ручья, положил косу и стал умываться водицей, а потом на глазах у удивлённых женщин оторвался от земли и исчез в небе, а коса его превратилась в голубую ленту. Вот этот ручей и стал источником святителя Николая.

Верь или не верь, а святое не оскверняй – так считают народные рассказчики, ведь многие были наказаны за такое святотатство. Например, о тех, кто когда-то разрушил святой источник Ильи Пророка, народная молва говорит, что им рот набок повернуло. Были также некие молодые люди, которые бесчинствовали и глумились у этого источника, а один из них вошёл в воду и произнёс: «Пресвятая Богородица, если ты есть, дай мне, чтоб я из этого родника не вылез». Предание гласит, что насмешник едва не погиб, а когда его подняли из воды, то руки и ноги у него были сложены накрепко. Но с источником Ильи Пророка связано и немало случаев исцеления от болезней, например слепые верующие от этой воды прозревали.

Эти сведения мы черпаем от старожилов кубанских хуторов и станиц. Этнографы находят в них отражение традиционной народной культуры, а паломники сотнями устремляются к святым источникам, убеждённые в их божественной силе.

Елена ЧУПРИНА