Макаров в 1865 году закончил с отличием морское училище в г. Николаевск-на-Амуре. В 1869 году опубликовал ряд статей в «Морском сборнике», положив начало теории непотопляемости кораблей.

В 1871 году совершил кругосветное плавание на шхуне «Тунгуз». В 1881 году, командуя пароходом-стационаром «Тамань», Степан Осипович провёл гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей». В 1886-89 гг. совершил кругосветное плавание командиром корвета «Витязь».

В 1890 г. Макаров занимал командные должности на Балтийском флоте, в 1894 г. назначен командующим Средиземноморской эскадрой.

В 1887 г. был одобрен проект ледокола, предложенного Макаровым. В 1898 г. в Ньюкасле под наблюдением Макарова ледокол был построен и получил имя «Ермак». На нём Макаров совершил ряд походов к островам Шпицберген, Земля Франца Иосифа, Новая Земля.

 В начале русско-японской войны, (февраль 1904 г.) Макаров назначен командующим Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре. Погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.

Именем Макарова назван котлован в центре Северного Ледовитого океана. Награждён орденами Св. Георгия 4-й степени, Св. Анны 1-й и 3-й степени, Св. Станислава 2-й и 3-й степени, Св. Владимира 4-й степени.

По материалам энциклопедического справочника «Имя на карте города».