Морской порт Кавказ.
Морской порт Тамань.

Морской, речной транспорт и порты – важнейшая составляющая российской экономики. Сегодняшний праздник – повод подвести итоги, вспомнить историю, рассказать о вашем вкладе в развитие наших портов. Напомнить, что за созданием транспортной инфраструктуры, ростом грузооборота и судозаходов стоит кропотливый труд многих людей, создающих соответствующие условия и обеспечивающих повседневную портовую деятельность.

Темрюкский район с его географическим расположением – территория, обладающая мощным потенциалом, уникальными природными ресурсами, богатым героическим прошлым и перспективным будущим.

Развитие таманских портов началось на волне перестройки 90-х с учреждением морской администрации (МАП). Решающим фактором ее создания 1 марта 1996 года в Темрюке стал последовательный труд конкретных должностных лиц порта, администраций района и края во взаимодействии с Министерством транспорта РФ. Одновременно с этим был возвращен статус морского старейшему российскому порту Темрюк, показавшему свою значимость в период Великой Отечественной войны, а с развитием в Азово-Черноморском бассейне портов Украины оставался невостребованным. Получил статус морского также портопункт Кавказ. В 2003 году начали строительство нового уникального порта 21 века Тамань, который сегодня лидирует в развитии и по грузообороту.

В условиях формирования новых хозяйственных и рыночных отношений без привлечения бюджетных средств при координирующей роли МАП общими усилиями портовиков, администраций района и края, при поддержке Минтранса РФ, во взаимодействии с ОАО «РЖД», ОАО «Кубаньгазпром», МАП Новороссийск был заложен прочный фундамент для развития деятельности и инвестиционной привлекательности таманских портов.

Морская администрация в период 1996-2004 г. сыграла важную роль в истории возрождения и развития морского ареала Тамани. Этому значимому событию в марте текущего года исполнилось 25 лет. При реформировании в 2004 году системы управления морскими портами России в имущественном и кадровом отношении она послужила базой для создания двух предприятий отрасли: Таманского филиала ФГУП «Росморпорт» и Администрации морских портов Тамани.

Сегодня Таманское управление как подразделение Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в рейтинге управлений предприятия по показателям деятельности входит в первую десятку. Подразделения управления во взаимодействии со службами капитанов портов обеспечивают круглосуточные условия для ведения портовой деятельности и безопасности судоходства на акваториях.

В портовой сфере Тамани ведут деятельность 207 компаний (24 – владельцы и операторы перегрузочных терминалов; 154 – агентские и 29 – шипчандлерские, бункеровочные, оказывающие посреднические услуги). Основным ориентиром было и остается повышение качества предоставляемых услуг, а также создание условий привлекательности и конкурентоспособности портов, как важнейших составляющих для успешной и результативной их работы. Велика роль каждого из участников в этом процессе.

Для жителей района в нынешних условиях порты являются одним из источников получения рабочих мест и повышения экономического благосостояния населения.

В России 1117 городов и 67 морских портов (в Краснодарском крае девять, три из них – на Таманском полуострове). Это единственное место в нашей стране, где на территории одного муниципального образования функционируют и развиваются три международных морских порта. Из-за уникальности места расположения они характеризуются своей инвестиционной привлекательностью, а по номенклатуре обрабатываемых грузов многопрофильные. Цените этот Божий дар!

Реализованные ОАО «РЖД» и ГК «Автодор» в связи с Крымским мостом масштабные сопутствующие инфраструктурные проекты сняли ранее существующие ограничения с дальними ж/д подходами и автодорогами. Вместе с тем принятие ФГУП «Росморпорт» решения по основной проблеме порта Темрюк с оградительными молами и подходным каналом открывают перспективу его развития и прироста грузооборота как минимум на 5 млн. тонн.

Руководство страны не оставляет без внимания таманские порты. Этому подтверждение – посещение порта Тамань 4 октября 2019 г. президентом России В.В. Путиным. До этого в 2004 году президент России В.В. Путин был в порту Кавказ – открывал ж/д паромную переправу «Кавказ – Крым».

Мероприятия по развитию морских портов Тамани включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Порты Таманского полуострова обеспечат более 10 % от общего прироста портовых мощностей страны, запланированного до 2030 года.

Темрюкский район является неотъемлемой частью транзитного маршрута для грузов и туристов, направляющихся в Крым и обратно. Всестороннее развитие и приведение имеющейся транспортной инфраструктуры района и города в соответствие с современными требованиями безопасности и увеличения пропускной способности авто- и ж/д дорог повысит привлекательность не только портов, а также придаст импульс для развития малого предпринимательства в сфере обслуживания, торговли и туризма.

Выражаю искреннюю признательность и благодарность администрации района, города, инвесторам за сотрудничество и взаимодействие во благо развития портовой инфраструктуры. Разделяю с вами радость итогами проделанной работы и достигнутыми результатами. Низкий поклон нашим ветеранам.

Желаю всем вам и вашим семьям здоровья, неиссякаемого оптимизма, новых профессиональных достижений и уверенности в завтрашнем дне. Хранить и приумножать традиции. Всем – светящегося маяка, благополучия и преданности тех, кто вас всегда любит и ждет. Морякам – счастливого плавания!

Валерий Сазонов, советник директора Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», Заслуженный работник транспорта России и Кубани, Почетный гражданин муниципального образования Темрюкский район.