О возрождении и становлении порта Темрюк корреспондентам «Тамань» рассказал заслуженный работник транспорта России, почётный работник морского флота СССР, заслуженный работник транспорта Кубани, почётный гражданин Темрюкского района, начальник морской администрации портов Тамани в 1996-2005 годы Валерий ВасильевичСАЗОНОВ.

Возрождение порта Темрюк 

История, расположение вне городской черты, наличие территории и возможностей для развития, близость к Керченскому проливу стало основополагающим акцентом к возрождению Темрюкского порта.

Первоначальной задачей было определится со статусом порта: морской, речной или рыбный. Взвесив все обстоятельства, с учётом перспективы развития в 1996 году порту Темрюк был присвоен статус морского порта. В нём создана Морская администрация (МАП). Решение принял Николай Петрович Цах – министр транспорта России (1996-1998 гг.).

С пониманием к нашему появлению отнеслись коллеги МАП Новороссийск. Благодаря их конкретной помощи, мы смогли сделать первые шаги. Не зря говорят: «Близкий сосед дороже дальнего родственника». Наше взаимодействие сохранилось и крепло последующие годы.    

Идейными вдохновителями возрождения порта были авторитетные руководители, патриоты Кубани – гендиректор «Кубаньгазпром» Пётр Петрович Макаренко и первый заместитель министра путей сообщения Владимир Иванович Ильин, зампред правительства края Виктор Фёдорович Гладской, генеральный директор АО «Компания порт Темрюк» Вячеслав Григорьевич Головко, генеральный директор АО «Морской торговый порт Темрюк» Дмитрий Иванович Цветенко.

При поддержке Минтранса, администраций края и района, руководителей компаний, тяготеющих к портовой деятельности, в рамках государственно-частного партнерства МАП организовала: создание 17-ти судов порто-
флота, морского сообщества, перегрузочных комплексов, объектов портовой транспортной инфраструктуры, условий безопасности для судоходства и обустройству пункта пропуска через госграницу России.

Приняли деятельное участие в размещении и обустройстве подразделений ВМФ и ФПС России, что послужило основой последующих встреч и рабочего взаимодействия по развитию таманских портов с их командованием.

Непосредственное участие в становлении порта приняли Александр Ермоленко, Иван Кострик, Иван Василевский, Сергей Зиферт, Геннадий Животов, Григорий Максименко, Анатолий Стетюх, Дмитрий Ерков, Дмитрий Бровко, Юрий Пронькин, Альберт Жуков, Александр Кротенко, Александр Гаража, Нина Ларина, Виктор и Евгений Письменные, Олег Лапин, Виталий Волох, Юрий Кудряшов, Олег Жарников, Сергей Гоманков, Рудольф Бородин, Сергей Рубцов, Владимир Гриб, Владимир Короткий, Михаил Троцкий, Юрий Брайко, Андрей Панов, Петр Шепетинов, Виктор Тимофеев, депутатский корпус в лице Ирины Конограевой, Алексея Ткалич, Леонида Киселева, представители структурных подразделений района Александр Назаренко, Андрей Куемжиев, Александр Никитин, Александр Олейник, Леонид Бабуров, Иван Братков, Василий Шикера и коллектив газеты «Тамань» во главе с Иваном Григорьевичем Мироненко.


Справка. Придание морскому порту Темрюк статуса международный- это новая, значимая страница в истории земли Таманской, посвящена новому Дню рождения одного из старейших Российских портов Темрюк, учрежденного 31 марта 1860 года именным Указом императора Александра Второго, показавшего свою значимость в период Великой Отечественной Войны и оставшегося в последующие годы не востребованным в связи с развитием других портов в Азово-Черноморском бассейне.

С распадом СССР из 25 морских портов в Азово-Черноморском бассейне: России досталось пять, Украине 17, Грузии три.

Для России весьма ощутима была потеря этих портов, так как на них была ориентирована большая номенклатура грузопотока и многие из них имели производственные мощности для судостроения и судоремонта.

Новые условия в стране потребовали переоценки действий в части развития портовых мощностей, решению задач по перераспределению российской грузовой базы на отечественные порты. Остро стоял вопрос создания системы управления государственным портовым имуществом и поиска в Азово-Черноморском бассейне места для создания и развития новых портов. 

В портах Новороссийск и Туапсе велась и продолжается работа по реконструкции действующих и строительству новых портовых мощностей. Но расположение этих портов в городской черте и курортной зоне ограничивают возможности их развития.


Развитие морского порта

 – Одним из важных принципов участия государства в деле возрождения и развития Таманских портов было то, что неизбежные перемены в руководстве отрасли и региона, происходившие в период моей работы на Тамани, не прерывали поступательное развитие реализуемых в портах проектов, благодаря чему за довольно короткий период удалось достичь значительных результатов. Преемники продолжали и поддерживали ранее начатые дела, обогатив реализуемые проекты своими идеями и привнося в них новые элементы, дополняя и развивая политику своих предшественников, – говорит Валерий Сазонов.

Во взаимодействии с «Темрюкмортранс» (предприятие структуры ОАО «Кубаньгазпром») в 1997 году восстановили 475 метров Восточного оградительного мола. Это дало возможность открыть судоходство в акваторию порта.

С подразделениями РЖД в 1998-2000 годах восстановили и развили железнодорожную транспортную инфраструктуру, включая станции «Темрюк», «Кавказ» и 80 км подъездных путей от узловой станции «Крымская». Открыли железнодорожное движение в порт.

В порту построили транспортно-перегрузочный комплекс на три млн. тонн и дамбу-перемычку длиной 420 метров с ж/д путями и автодорогой. Она надёжно отделила акваторию от реки Кубань, связала восточную и западную стороны порта, открыла перспективу его развития. Для города дамба стала важным социальным объектом защиты от возможных наводнений и служит основой, на которой во взаимодействии с ПМК-6 «Строитель» построили передний створный знак, служащий в Темрюке ориентиром мореплавателям.

Сотрудничество транспортников

Реализованные проекты позволили осуществить перевалку через Темрюк технологических грузов Газпрома из Италии для строительства газопровода «Голубой поток». Открылись возможности для дальнейшего развития порта и загрузки Темрюкской судоремонтной базы и её плавдока.

– Незабываемо чувство радости, когда мы в декабре 1988 года, у причала АО «Морской торговый порт Темрюк», приняли первое судно загранплавания грузовой теплоход «ОМЬ». Лоцпроводку обеспечил Геннадий Пыхтунов, а моряк Валерий Тарануха организовал обработку, – рассказывает Валерий Сазонов. – В честь таких свершений на въезде в порт в 1999 году во взаимодействии с Евгением Горлаковым установили памятный «Символ сотрудничества транспортников» – якорь, опирающийся на колесную ж/д пару, олицетворяющие неразрывную связь и взаимную зависимость транспортных отраслей в достижении единой цели. Этот оригинальный знак – единственный в России.

С последующим выполнением ФГУП «Росморпорт» мероприятий по изменению параметров подходного канала, с 2014 года размеры обрабатываемых Темрюке судов, увеличились по длине с 140 м до 150,5 м и по осадкам – с 4,6 м до 5,7 м, что сказалось на увеличении грузооборота и открытии новых рабочих мест в порту.

Символ-памятник сотрудничеству транспортников: моряков и железнодорожников. Установлен в 1999 году на въезде в порт Темрюк. Фото: Росморпорт.

Участники морской перевозки

Сегодня в порту Темрюк хозяйственную деятельность ведут десять стивидорных компаний на 19 причалах суммарной длиной 2834 метра, пропускной способностью в год 9400 тыс. тонн грузов, из них два причала для обработки судов РО-РО на 15 тысяч единиц накатных.

С 1998 года успешно работают перегрузочные комплексы «Газпромтранссервис» и «Порт Мечел-Темрюк» с потенциальными возможностями по 1,5 млн тонн.

В 2008-2014 годы за счёт привлеченных средств инвесторов созданы перегрузочные комплексы: «Мактрен-Нафта», «КГС-Мол», «Темрюкский СРЗ».

С 2017 года по созданию перегрузочного комплекса нефтепродуктов лидирует «ТемрюкМорТранс».

Медленно, но уверенно, развивается и увеличивает грузооборот «Каргохим».

В связи с развитием таманских морских портов присвоено название «Темрюк» и «Тамань» двум танкерам компании «Новошип».

Инвестиционная привлекательность

По итогам 2022 года грузооборот порта Темрюк составил 4,5 млн тонн. Развивающиеся по инвест соглашениям компании имеют реальную перспективу прироста грузооборота на пять миллионов тонн.

Это послужило основанием для руководства «Росморпорта» поручить Таманскому управлению Азово-Черноморского бассейнового филиала выступить заказчиком выполнения проектно-изыскательских работ по реконструкции восточного и западного оградительных молов постройки 1908 года.

Проект находится на завершающей стадии госэкспертизы.

Реконструкция основных гидротехнических сооружений порта Темрюк соответствует планам модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны.

Уникальные операции

Особенность порта в его востребованности для перевалки всевозможных негабаритных грузов.

В 2004 году порт Темрюк выполнил уникальную операцию по отгрузке на океанское судно для транспортировки на Дальний Восток десяти судов рыбопромыслового флота. Координировал работы моряк профессионал Татеуш Мошковский.

В 2017 году на т/х «Александр Ткаченко» погрузили полноразмерный макет космического корабля «Буран», доставленный из Москвы, для транспортировки в Сочи как экспонат для образовательного центра «Сириус».

В 2018 году на околопричальной площадке «КГС Мол» выполнен монтаж и отгрузка на баржи собранных, готовых к работе портальных кранов грузоподъёмностью 35 тонн для доставки их морем в порт Новороссийск. Значима роль в перевалке большой номенклатуры технологического оборудования для предприятий Кубани и Крыма.

Семь футов под килем!

Как показала жизнь, мудрое и дальновидное решение, принятое в нужное время и для соответствующего места, оправдалось. Придание портам Темрюк и Кавказ статуса морских и учреждение в них МАП сыграло важнейшую роль в истории морской славы Тамани.

– Искренне приветствую жителей города и района, коллективы портовиков, сотрудников государственных контрольных органов, осуществляющих свою деятельность в пункте пропуска через госграницу РФ в порту Темрюк, которые обеспечивают сегодня трудовую вахту по обработке и обслуживанию в морской гавани Темрюка судов заграничного плавания. С благодарностью вспоминаем ветеранов, всех многочисленных участников и должностных лиц, кто в своё время содействовал и помогал создавать для этого условия, – говорит Валерий Сазонов. – Всем вам, дорогие темрючане, мирного неба, здоровья и благополучия, дальнейших успехов в развитии столицы Тамани – нашего порта и города воинской доблести Темрюка.