22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. А в августе 1942 года жителям Тамани пришлось лицом к лицу столкнуться с захватчиками: Таманский полуостров был оккупирован нацистами и больше года находился под прицелом вражеского оружия. Уже мало кто из очевидцев расскажет, что происходило в Темрюке в эти страшные месяцы, редки и письменные сведения об этом периоде.
А вот жизнь в только что освобождённом городе нашла достаточно подробное отражение в документах, которые сегодня хранятся в районном архиве. Они переносят нас в 40-е годы прошлого века, когда в голоде и нищете, но несломленные и счастливые от своей Победы темрючане возводили фундамент современного города и чтили подвиг солдат-освободителей.
«Сохраните могилу брата»
27 сентября 1943 года Темрюк был освобождён от немецко-фашистских оккупантов. Каким вступал он в мирную жизнь? Куда ни кинь взгляд – разрушенные здания и захоронения советских солдат. Архивные документы свидетельствуют, что одиночные захоронения красноармейцев располагались прямо в жилых кварталах по всему городу. Темрючане заботились об их сохранности.
– Надо заняться таким делом, как приведение в полный порядок памятников героям боёв с немецкими захватчиками на Кубани, – писала газета «Красный Таманец» в апреле 1945 года. – Недавно темрюкские комсомольцы получили письмо от сестры Героя Советского Союза товарища Терлецкого, погибшего в боях за Темрюк. Она пишет: «Дорогие товарищи комсомольцы, от имени нашей семьи прошу вас следить за тем, чтобы могила брата, отдавшего жизнь за Родину, за наше счастье, была в порядке, ибо память героев Отечественной войны для нас, живущих, дорога и священна». Эти слова должны быть услышаны молодёжью района.
Тогда площадь в Темрюке с захоронением Владимира Терлецкого уже носила его имя. И в том же апреле Темрюкским исполкомом была поставлена задача перед горкоммунхозом: к 15 мая закончить изгородь и озеленить городской центральный парк, а также разработать проект озеленения площади имени Терлецкого.
Предать земле со всеми почестями
В конце 1946 года власти города официально поставили вопрос о перезахоронении останков воинов Красной армии, погибших при освобождении Темрюка. На декабрьском заседании исполкома Темрюкского городского совета трудящихся было принято решение перенести тела солдат из одиночных могил на гарнизонное кладбище и определены организации, которые обязаны были выполнить эти работы.
Рыбзаводу поручили перезахоронить останки воинов, упокоенных на территории детского сада, в районе дома № 28 на улице Шопена и в братской могиле в посёлке Замосты. Перенести одиночную могилу в посёлке Чайкино и захоронение у дома № 6 на улице Урицкого поручили колхозу имени Микояна. За рыбколхозом «Красных партизан» закреплялись захоронения на улице Победы, у дома № 68, возле Куликовского гирла, в районе Перекопки и на улице Коммунальной, 76. Колхоз «По заветам Ленина» отвечал за могилы на улицах Молотова, 138, и Чернышевского, 71; Местпром – на улице Ленина, 32, винзавод – на Красной (нынешняя Бувина), 77, и Октябрьской, 134-136. Организации «МТС» поручалось заняться перезахоронением останков из братской могилы на Сенной площади (она находилась там, где сегодня располагается средняя школа № 3 и детский сад «Бабочка»), а также переносом захоронений от домов № 110-128 на улице Коллонтай и № 6-14 на улице Первомайской. Порт организовывал перенос останков воинов, захороненных на его территории.
Решения депутатов касались и благоустройства солдатских могил в целом. Так, исполком на своём заседании обязал Промкомбинат и колхозы имени Микояна, «Красных партизан» и «По заветам Ленина» обустроить ограду гарнизонного кладбища, восстановить обелиски и надписи на них. Забота о захоронениях на площади Терлецкого и об установке здесь кладбищенской ограды возлагалась на Промкомбинат, рыбзавод и винзавод.
Работы по перезахоронению праха советских воинов планировалось произвести до 10 декабря 1946 года, но по ряду причин они не были выполнены до конца, и в следующем году исполком вынес новое предписание: «Изъятие и перенос останков на гарнизонное кладбище закончить к 15 августа 1947 года, соблюдая почести погибшим».
Улице Красной и Дому культуры — имя героя.
Велико было желание темрючан увековечить подвиг Советской армии в Великой Отечественной войне, и было решено установить в городском саду памятник в честь освобождения Темрюка от немецко-фашистских оккупантов. Но, видимо, работы затягивались, поскольку в преддверии майских праздников 1947 года исполком горсовета призывал ускорить строительство и завершить конструкцию к 1 мая. Дальнейшее наблюдение за сохранностью монумента (вероятно, речь идёт о памятнике солдатам-освободителям в сквере имени Пушкина, который был демонтирован в 80-е годы) должны были осуществлять рыбзавод и строймонтажное управление.
В августе 1947 года исполком принял ещё одно важное решение в деле увековечивания памяти освободителей. Депутаты горсовета постановили: присвоить темрюкскому Дому социальной культуры имя Героя Советского Союза Бориса Петровича Бувина. Кроме того, в его честь переименовывалась городская улица Красная (она и сейчас носит имя Героя). Решено было также установить в Темрюке памятник Борису Петровичу Бувину. Памятники Борису Бувину и Владимиру Терлецкому находились на площади до 70-х годов прошлого века. Когда же на этом месте началось строительство нового здания школы №2, останки героев были перенесены на военное кладбище по улице Бувина.
Елена Чуприна
Благодарим за помощь в подготовке материала архивный отдел администрации Темрюкского района