Вдохновителем идеи и создателем системы управления портовым хозяйством является Валерий Васильевич Сазонов. Он стоял у истоков, сплачивал единомышленников, вел их за собой, создавая эпохальное и перспективное дело. Моряк-профессионал, прошедший 17-летний флотский путь, повидавший порты многих стран. Авторитетный руководитель. Почетный гражданин муниципального образования Темрюкский район, советник директора Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
Сегодня Валерий Сазонов наш собеседник.
– Вы один из тех руководителей, кому пришлось создавать и возглавлять на Тамани два предприятия морской отрасли: МАП (1996-2004 гг.) и Таманский филиал ФГУП «Росморпорт» (2004-2005 гг.). Работая в Москве (2005-2019 гг.), ЦА ФГУП «Росморпорт», взаимодействовали с филиалом и капитанами портов.
Благодарю! Я всегда рад встрече с вами и признателен коллективу газеты «Тамань» за наше деловое взаимодействие. Все эти годы мы идем вместе, свершая благое дело на земле Таманской, развивая ее порты.
Начало 90-х было в стране активным периодом перестройки, изменения установившихся форм хозяйствования, массовой приватизации и акционирования предприятий. Образовывались различные большие и малые компании и фирмы. Важным в тот период было создание в портах системы управления государственным имуществом. В этой связи Министерством транспорта РФ было подготовлено и принято постановлением Правительства от 17.12.1993 г. № 1299 Положение «Об организации управления морскими портами». На его основании был издан приказ Министра транспорта России «Об учреждении морских администраций портов» (МАП), которым передавались в оперативное управление не подлежащие приватизации объекты и имущество морских портов, а также поручались функции обеспечения безопасности мореплавания и порядка в портах, надзора за соблюдением законов, правил и международных договоров РФ по торговому мореплаванию, надзора за технической эксплуатацией портовых гидротехнических сооружений и объектов, с обеспечением их ремонта и строительства. В 1994-1996 гг. было создано 20 морских администраций, в том числе и в порту Темрюк.
– Что послужило в марте 1996 года решающим фактором в деле создания в Темрюке государственного органа портовой власти – морской администрации и назначении вас начальником?
Все было не так просто. Этому предшествовал последовательный труд руководства ОАО «Морской торговый порт Темрюк», ЗАО «Компания порт Темрюк» и конкретных должностных лиц во взаимодействии с администрацией района и края. А принял решение и поставил точку и в этом вопросе Н.П. Цах (1996-1998 гг.) – министр транспорта России.
Это практически первый шаг в истории по созданию органа государственной власти для развития на Таманском полуострове морских портов, приданию им значимости. Как показала жизнь, мудрое, дальновидное, принципиально важное решение, принятое в нужное время и для соответствующего места, оправдалось. Потомки должны об этом знать и помнить.
Вот как об этом вспоминает Николай Петрович Цах в своей книге «От штурмана до министра», изданной в 2010 г.: «Через месяц после назначения министром я вывел своим приказом порт Темрюк из подчинения речному Департаменту и передал Департаменту морского транспорта, тем самым вернув ему статус морского порта. С этим предложением я входил в министерство и раньше, но министр В.Б. Ефимов не подписывал такой приказ, так как Л.В. Багров, руководитель речного Департамента, был против этого. 1 марта 1996 г. приказом министра в порту Темрюк была создана Морская администрация, руководителем которой стал Валерий Васильевич Сазонов. С этого времени в портах Темрюк и Кавказ начала динамично развиваться инфраструктура, на основе государственно-частного партнерства строятся новые перегрузочные комплексы».
Создавая практически все с «нуля», кропотливым трудом работников МАП при поддержке Министерства транспорта России, краевой и муниципальной администраций была выстроена деятельная схема взаимодействия государственных структур и частных компаний, реализуя которую, без привлечения бюджетных средств, возрождали наши порты.
Во взаимодействии с ОАО «Кубаньгазпром» восстановили разрушенный участок Восточного мола длиной 475 м, что дало возможность открыть судоходство в порт Темрюк.
С подразделениями Министерства путей сообщения и ОАО «РЖД» восстановили и развили ж/д транспортную инфраструктуру, включая ж/д станции Темрюк и «Кавказ», 80 км подъездных путей к ним от узловой ж/д станции Крымская. Построили в п. Темрюк перегрузочный комплекс на 3 млн т, и дамбу-перемычку длиной 420 м, шириной 25 м с коммуникациями (ж/д путями и автодорогой) и обустройством ее конструкции со стороны порта для стоянки судов портового флота. Дамба надежно отделила акваторию от реки Кубань, связала восточную и западную стороны порта, открыла перспективу его развития. Для г. Темрюка дамба стала важным социальным объектом защиты от возможных наводнений. Служит основой, на которой во взаимодействии с ПМК-6 построили передний створный знак, как основной ориентир мореплавателям. В честь таких свершений установили на въезде в порт «Символ-памятник сотрудничеству моряков и железнодорожников» – якорь, опирающийся на колесную пару, который олицетворяет неразрывную связь и взаимную зависимость транспортных отраслей в достижении единой цели.
Реализуя схему государственно-частного партнерства во взаимодействии с ООО «СТЛ Трейдинг», построен причал № 9 для перевалки нефтепродуктов, с ЗАО «Лада Геленджик Транс» – причал № 2 для перевалки генгрузов. Для улучшения условий обслуживания пассажиров автопассажирской паромной переправы «Кавказ-Крым» построили и обустроили пирс № 3 с причалами № 3 и № 4 взамен разрушившегося, отслужившего свой срок плавпонтона и терминал пункта пропуска через
госграницу РФ с учетом требований пограничной и таможенной служб.
Выполнили работы по восстановлению разрушенного комплекса ж/д переправы «Кавказ-Крым». Инвестором по соглашению о взаимодействии с МАП выступила компания ОАО «Анроскрым» во главе с профессионалом железнодорожником А.В. Анненковым.
На акваториях портов и на подходах к ним для обеспечения условий безопасности судоходства выполнили комплекс дноуглубительных и гидрографических работ, создали средства связи, навигационного обеспечения, построили систему управления движением судов, разработали и оформили распорядительную документацию. По всем направлениям деятельности подготовили профессиональный кадровый состав.
Приняли деятельное участие в обустройстве в п. Темрюк базы для подразделений ВМФ и ФПС России, передислоцированных в начале 90-х годов из Приднестровья и Грузии.
Порты Кавказ и Темрюк получили статус морских международных: в них создали и обустроили пункты пропуска через госграницу РФ.
Созданные объекты инфраструктуры позволили осуществить перевалку через п. Темрюк технологических грузов из Италии для строительства транспортного сооружения газопровода «Голубой поток», а также КТК (Каспийского Трубопроводного Консорциума.) Это одно из значимых событий для порта Темрюк.
К 2004 г было создано 9 перегрузочных комплексов (п. Темрюк-5, п. Кавказ-4), грузооборот составил 9,8 млн т с 0,4 млн т в 1997 году. Численность работающих увеличилась с 240 до 3700 чел. За счет внедрения практики оказания портовых услуг своим флотом доходность выросла более чем на 50%. Создали автопарк на 26 единиц современной автотехники и гаражный комплекс для ее содержания. Для обеспечения деятельности создали портовый флот, состоящий из 17 судов различного назначения, в том числе земснаряд «Темрюкский».
Для привлечения на работу профильных специалистов построили в Темрюке 7 квартир. За период 1996-2005 гг. 62 работника награждены государственными, региональными и ведомственными наградами. Для подготовки кадров внедрили практику направления на учебу в отраслевые учебные заведения выпускников школ – детей кадровых работников портовой сферы.
Коллектив МАП прошел непростой путь, заложил прочный фундамент для развития портовой деятельности и создания инвестиционной привлекательности таманских портов.
При реформировании в 2004 году системы управления портами МАП была разделена на администрации морских портов (АМП) и вновь создаваемый филиал ФГУП «Росморпорт». При этом на АМП возлагались административно-властные полномочия с функциями государственного надзора и контроля, а на филиал ФГУП «Росморпорт» – деятельность по эффективному использованию в морских портах федерального имущества и его развитию, а также обеспечению условий безопасности судоходства в акваториях портов и на подходах.
Реформирование основывалось на прочной базе МАП, которая к тому времени укрепилась по всем позициям, соответственно, безболезненно провели разделение имущества, сформировали коллективы: Таманского филиала ФГУП «Росморпорт» и администрации морских портов Тамани (АМП). Для последующей их слаженной работы приняли согласованную схему рабочего взаимодействия с учетом функциональных обязанностей каждого предприятия.
Оба коллектива, заступив на вахту, включились в производственную деятельность, сохраняя рабочее взаимодействие, что считаю важнейшим фактором их последующей успешной работы во благо развития таманских портов.
Все, что смогли достичь и сделать, связано с главным подарком судьбы – это люди. Идя по жизни, следовал незыблемому принципу трех Д: «Диалог», «Доверие», «Действие» и трех Н: «нет», «ничего», «невозможного». Люди были, есть и будут главным условием успеха любого мероприятия.
Убежден, что ни один человек не приходит в жизнь другого случайно. Благодарен судьбе за встречу со многими профессионалами старшего поколения: как коллегами и подчиненными, так и руководителями разного ранга, доверие и отношение которых мне весьма дорого. Всем им низкий поклон за то, что они были и есть. Одним – за урок и встряску, другим – за помощь и пример, третьим – за поддержку и взаимодействие.
– Как изменился облик таманских портов?
Сегодня ФГУП «Росморпорт» является одним из ведущих предприятий отрасли. В его структуру входят 14 филиалов, которые осуществляют свою деятельность в 65 портах, расположенных в 24 субъектах РФ.
Таманское управление в составе портов Кавказ, Тамань, Темрюк, как подразделение Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», в рейтинге управлений предприятия по показателям деятельности входит в первую десятку.
Порты Кавказ, Тамань, Темрюк из-за уникальности места расположения характеризуются своей инвестиционной привлекательностью, а по номенклатуре грузов многопрофильные.
В портах применяются современные технологии строительства и производства погрузо-разгрузочных работ. Для обеспечения условий безопасности судоходств на акваториях портов и подходам к ним созданы современные средства связи и навигационного обеспечения и система управления движением судов (СУДС).
Для фото- и видеодокументирования состояния портовых сооружений Таманское управление использует беспилотный летательный аппарат – квадрокоптер.
В портовой сфере Тамани ведут деятельность 207 компаний (24 – владельцы и операторы перегрузочных терминалов. Оказывающие посреднические услуги: 154 – агентские и 29 – шипчандлерские, бункеровочные). Для жителей района в нынешних условиях порты являются одним из источников получения рабочих мест и повышения экономического благосостояния населения.
По итогам 2020 г. суммарный грузооборот всех 65 портов России достиг 820 млн т, при этом грузооборот трех таманских портов составил 68 млн т (2019 г. – 56703 млн т), численность в них работающих 9694 чел. Налоговые поступления в бюджет района за 2019 год от стивидоров составили 474 млн 766 тыс руб., а также 2 млрд 260 млн руб. в федеральный бюджет по таможенным платежам от внешнеэкономической деятельности. Полагаем, что по итогам 2020 г. финансовые показатели не уменьшатся.
– Вам пришлось работать со многими руководителями транспортной, морской отрасли. Каждый из них ставил задачи и принимал какие-то решения. Не прерывалось ли поступательное развитие портов из-за неизбежных перемен в руководстве отрасли и региона?
Руководители отрасли, региона и района не оставляли нас без внимания. Это рабочие встречи в Москве, в портах и периодически проводимые выездные мероприятия в регионе. Спасибо судьбе, мне представилась возможность работать со многими министрами, руководителями федеральных и региональных органов власти, их заместителями, и руководителями подразделений на местах. С чувством глубокого уважения, признательности и благодарности за доверие вспоминаю результаты большой, весьма значимой совместной работы, оставившей след в истории таманских портов, проделанной под руководством и с участием каждого из них в свое время.
Одним из важных принципов участия государства в деле возрождения и развития таманских портов было то, что неизбежные перемены в руководстве отрасли и региона, происходящие в период моей работы на Тамани, не прерывали поступательное развитие реализуемых в портах проектов, благодаря чему за довольно короткий период удалось добиться значительных результатов. Преемники продолжали и поддерживали ранее начатые дела, обогатив реализуемые проекты своими идеями и привнося в них новые элементы, дополняя и развивая политику своих предшественников.
– Как вы оцениваете результаты 25-летней деятельности? Ваше видение дальнейшей перспективы портов Тамани.
Невозможно идти по жизни, не оглянувшись ни разу назад. Ведь с каждым шагом за спиной мы оставляем то, что никогда уже не будет впереди.
Признателен и благодарен руководству Минтранса России, Росморречфлота, ФГУП «Росморпорт», администрации Краснодарского края и Темрюкского района за оказанное мне доверие и поддержку стать участником возрождения морских портов Тамани.
Благодаря взаимодействию с ОАО «РЖД», ОАО «Кубаньгазпром», таможенной и пограничной службами, командованием Военно-Морского и Черноморского флотов, МАП Новороссийск, капитанами портов, Азово-Черноморским бассейновым филиалом, участию уважаемых наших инвесторов и других причастных организаций, должностных лиц реализованы ряд значимых проектов по развитию инфраструктуры таманских морских портов.
В условиях формирования новых хозяйственных и рыночных отношений морская администрация портов Темрюк и Кавказ в период 1996-2004 гг., создавая практически все с «нуля», заложила прочный фундамент для развития портовой деятельности и инвестиционной привлекательности таманских портов. Сыграла важную координирующую роль в истории возрождения и развития морского ареала Тамани. Создала систему государственного регулирования и контроля за безопасностью судоходства и управлением государственным имуществом в портах, поддержанием в эксплуатационном состоянии портовых гидротехнических сооружений и их развитием. Организовала и обеспечила создание портового флота. Положила начало развитию схемы государственно-частного партнерства. В имущественном и кадровом отношении послужила базой для создания в 2004 году двух предприятий отрасли: Таманского филиала ФГУП «Росморпорт» и Администрации морских портов Тамани.
За исторически короткий период времени морские порты Кавказ, Темрюк, Тамань прошли непростой путь возрождения, становления и уверенно следуют путем развития. На карте России на месте пришедших в упадок портовых пунктов появились настоящие морские международные порты, а в профессиональный лексикон прочно вошло понятие «порты Тамани».
Руководство страны уделяет повышенное внимание таманским портам. Этому подтверждение – посещение порта Тамань 4 октября 2019 г. президентом России В.В. Путиным. До этого, в 2004 году, президент России В.В. Путин был в порту Кавказ – открывал ж/д паромную переправу «Кавказ-Крым».
В 2019 году сбылась мечта многих поколений – закончено строительство и введен в эксплуатацию уникальный объект – Крымский мост – соединивший Европу с Азией через Керченский пролив. Это масштабный проект с давней историей – величайшее свершение 21-го века, по которому было много идей, планов и действий. В период 2001-2014 гг. в составе отраслевой рабочей группы участвовал в рассмотрении и подготовке материалов по вариантам его размещения, конструкции и определения габаритов судоходной части.
Выполненные в связи с мостом ОАО «РЖД» и «Росавтодором» сопутствующие инфраструктурные проекты снимают ограничения с ближними и дальними ж/д подходами и автодорогами, открывают перспективу дальнейшего развития региона, связанную с возможностью создания на юге России современного транспортно-логистического кластера. Стратегическая цель которого – формирование центра обработки грузов, консолидация транзитных и экспортно-импортных грузопотоков для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников транспортного процесса и предоставление потребителям комплексных услуг по перевозке грузов.
За 25 лет легендарная история Тамани пополнилась новой страницей возрождением ее трех морских портов. Их географическое положение, международный статус и проводимая государственная инвестиционная политика являются привлекательными условиями для реализации масштабных проектов, серьезных капиталовложений инвесторов. Поступательное развитие портов Тамани с ускоренной масштабной модернизацией транспортной системы Краснодарского края – железнодорожного, автомобильного и водного транспорта – ключ к укреплению обороноспособности страны, усилению позиций России как важного звена глобальных транспортных маршрутов, прежде всего, международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток – страны Балканского полуострова» с основным направлением грузов в страны Европы и Ближнего Востока.
Искренне благодарен и признателен портовикам, морякам, судоремонтникам, жителям Тамани, коллегам, товарищам и друзьям, нашим дорогим ветеранам, коллективу газеты «Тамань» и всем, с кем пришлось работать и взаимодействовать. Надеюсь, последователи достойно продолжат вахту, используя и приумножая все лучшее, что создавалось большим трудом за эти годы.
Порт Темрюк
Сегодня хозяйственную деятельность ведут 10 стивидорных компаний с проектной пропускной способностью ПК в год 9400 тыс т грузов и 15 тыс единиц накатных. Инфраструктура, транспортные подходы и географическое расположение позволяют вести перевалку всевозможных негабаритных грузов.
Инвестиционная привлекательность порта подтверждается действующими Соглашениями о взаимодействии компаний с ФГУП «Росморпорт»:
– от 19 июля 2012 г. ООО «МактренНафта» по реализации проекта «Проведение ремонтных дноуглубительных работ на участке (ПК9ПК11) подходного канала», а также ведет работу по увеличению пропускной способности ПК до 500 тыс т.;
– от 26 июля 2017 г. ООО «РОСХИМТРЕЙД» проект «Перевалочный комплекс жидких химических продуктов» с годовым объемом грузооборота
500 тыс т.;
– от 14 марта 2019 г. ООО «ТемрюкМорТранс» проект «Морской терминал по перегрузке нефтепродуктов в морском порту Темрюк» с вводом в эксплуатацию 1й очереди грузооборотом 1 млн т в 2021 г. и дальнейшим развитием к 2025 г. на грузооборот 5 млн т.
Стивидорные компании, которые за счет собственных и привлеченных средств выполнили работы по созданию перегрузочных комплексов (ПК) с обустройством пунктов пропуска через госграницу РФ:
– ООО «КГСМОЛ» реализует проект по созданию ПК пропускной способностью 1 млн т, в том числе 10 тыс ед. накатных. По первой очереди ввели в эксплуатацию ПК с двумя причалами L=276,65 м. В планах компании развитие с удлинением причальной стенки +272 м.
– ООО «Темрюкский СРЗ». На базе производственных мощностей завода создали ПК из 5 причалов длиной 490 м – пропускной способностью 550 тыс т и тыс ед накатных.
– ООО «КАРГОХИМ» построили ПК зерновых: крытый склад на 5000 т, выгружатель авто с подачей на склад и/или на судно, производительность 4000 т/сутки. Завершает проект «Строительство ж/д пути длиной 2692 м необщего пользования в парке «Б» ст. Темрюк».
Действующие и развивающиеся в порту Темрюк по соглашениям о взаимодействии с ФГУП «Росморпорт» перегрузочные комплексы имеют реальную возможность прироста грузооборота как минимум на 5 млн т, что позволит сохранить и приумножить рабочие места и налогооблагаемую базу.
Сдерживающим фактором развития порта последние годы по оценкам экспертов был прогрессирующий износ основных гидротехнических объектов постройки 19021908 гг.
С приходом в порт 20172019 гг. инвесторов, Таманское управление АЧБФ ФГУП «Росморпорт», как балансодержатель объектов федеральной собственности, провело подготовительную работу и 02.02.2021 года получили согласование за счет собственных средств начать выполнение проектноизыскательских работ по «Реконструкции оградительных молов: Восточного и Западного», с последующим выполнением строительных работ за счет бюджетных средств.
Принятие решения по основной проблеме с молами порта дает импульс и, полагаю, послужит призывом инвесторам, портовикам, городским и муниципальным властям объединить усилия и, взаимодействуя, найти решения снятию закоренелых проблем с автодорожной и железнодорожной составляющими, что обеспечит повышение уровня инвестиционной привлекательности города и порта со статусом морской международный и региона в целом.
Порт Кавказ
Согласно Реестру морских портов России зарегистрировано 9 стивидорных компаний, ведущих хозяйственную деятельность с пропускной способностью в год 27559 тыс т.
Операторы на участках якорных мест:
– ООО «Инфотек-Ново», ООО «Транскаго», ООО «СВЛ Марин Транзит Сервиз», ООО «Линтер».
Операторы на внутренней акватории:
ООО «Югнефтехимтранзит», ОАО «Морской грузовой терминал «Кавказ», ООО«ВЕРП».
Компании имеют возможности для развития во взаимодействии с ФГУП «Росморпорт».
Эффективно используется созданный в свое время МАП судоходный канал, параллельный Керчь-Еникальскому, а также якорные места для перевалки нефтепродуктов и сыпучих грузов способом «Борт-Борт» и оказания услуг по бункеровке. По востребованности ФГУП «Росморпорт» проводит работы по созданию дополнительных якорных мест. Значимость созданного второго канала и развития рейдовой перевалки были обозначены в докладе Президенту России Путину В.В. во время встречи 12.11.2004 года в порту Кавказ при открытии с президентом Украины Кучма Л.М. железнодорожной паромной переправы «Кавказ-Крым». Эта переправа послужила основой открытия в 2005 году ж/д паромного сообщения Кавказ-Поти (Грузия) на Армению, в 2008 году Кавказ-Варна, в 2010 году Кавказ-Самсун (Турция).
Как показала жизнь, переправа «Кавказ-Крым» через 10 лет оказалась единственной ниткой, связывающей Крым с материковой частью России после вхождения республики Крым в состав РФ. С весны 2014 г. до открытия в 2018 г. Крымского моста порт Кавказ был главным транспортным узлом, связывающим Кубань с Крымом. Только пассажиропоток составил более 21 млн чел., не говоря уже об объемах перевалки большой номенклатуры грузов.
Украшение порту придает построенный в 2004-2009 гг. комплекс для размещения служб Таманского управления, капитана порта и современной системы управления движением судов (СУДС), обеспечивающей условия безопасности судоходства в Керченском проливе и на акваториях портов Кавказ, Тамань, Темрюк.
Порт Тамань
Согласно генеральной схеме, разработанной МАП, согласованной администрацией Краснодарского края и утвержденной Минтрансом РФ в 2003 г., начато строительство нового порта 21го века. В 2008 г. порт принял под обработку первое судно. На созданных и обустроенных перегрузочных комплексах (ПК) ведут хозяйственную деятельность: ООО «Морской терминал Тамань», ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань», ЗАО «Таманьнефтегаз», ООО «ОТЭКОПортсервис».
По состоянию на 31.12.2020г. в работе 13 причалов суммарной длиной 3901 метр и пропускной способностью 54,5 млн т в год. Без привлечения бюджетных средств продолжается дальнейшее развитие порта.