Тамань Михаил Лермонтов посетил проездом в конце сентября 1837-го. Спустя два года его впечатления от этого кратковременного визита окончательно оформились в детективную историю, исследовательское и читательское внимание к которой не угасает вот уже почти два века. Подлинник повести «Тамань» сохранился лишь в виде авторизованной копии, написанной троюродным братом поэта Акимом Павловичем Шан-Гиреем под диктовку автора. Тем не менее, в тексте остались три правки, сделанные рукой самого Лермонтова. Сегодня «Тамань» хранится в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

 К 210-летию со дня рождения поэта была сделана точная копия рукописи на бумаге XIX века, и с 12 сентября манускрипт «Тамани» путешествует по музеям Краснодарского края вместе с фотовыставкой, рассказывающей историю создания произведения – от таманского происшествия к повести.

Передвижная экспозиция

– Идея возникла летом 2023 года, когда я готовила ко второму изданию свою монографию «Городишко. Комментарий к повести М. Ю. Лермонтова «Тамань», – рассказывает автор и куратор экспозиции Валентина Малахова, – Новых материалов оказалось так много, что я решила представить их не только в виде текста своей книги, но и показать визуальный ряд. Формат фотовыставки очень для этого подходил. Я предложила идею передвижной экспозиции, чтобы жители нашего края, во-первых, смогли бы увидеть легендарную рукопись «Тамани» вживую, а во-вторых, узнали об извилистом пути, пройденным от авторской задумки до публикации.

Проект был поддержан Краснодарским историко-археологически музеем-заповедником им. Фелицына. Разработанные Малаховой эскизы будущей выставки прошли научное обсуждение и получили высокую оценку специалистов. В начале лета 2024 года сотрудники Краснодарского музея приступили к монтажу экспозиции и созданию точной копии рукописи «Тамани». Отсканированные в высоком разрешении листы повести были отпечатаны на старинной бумаге и сплетены особой бечёвкой. Для этого единственного экземпляра создали специальный кейс для хранения. Размеры дубликата точно соответствуют архивному оригиналу.

Рукопись

– Несмотря на то, что это копия «Тамани», рукопись все равно имеет сильное воздействие на зрителя, – говорит Екатерина Николаевна Супрунова, генеральный директор  Краснодарского музея-заповедника им. Фелицына. – Многие участники открытия, увидевшие манускрипт впервые, отмечали магнетическое свойство этого рукописного текста. Чернильная клякса, размашистый почерк, помарки на полях, затейливое написание заглавия повести… все это создаёт неожиданный оптический эффект. Взгляд будто проникает сквозь строчки, и вы оказываетесь в пространстве XIX века.

Благодаря первоклассно созданной копии, рукопись «Тамани» превращается в своеобразный ключ, открывающий дверь в историю знаменитого произведения, в то время как тринадцать планшетов выставки, ярко дополняют визуальное повествование эпизода из жизни Лермонтова. Посетители познакомятся со свидетельствами иностранных путешественников, посещавших «скверный городишко» в разное время, увидят редкие архивные фотографии станицы, гравюры французского художника Огюста Раффе, волею случая оказавшегося в Тамани в один день с Лермонтовым, узнают реакцию современников на первую публикацию повести в 1840 году.

История музея

– Конечно, мы показываем зрителю историю домика на обрыве, в котором Лермонтов провёл две ночи в 1837 году, – рассказывает Валентина Малахова, – Многие не знают, что та самая хата была разрушена ещё в 1855 году во время Крымской войны. Восстановленный сыном владельца подворья дом был уже другим, зато он стоял на том же самом месте. Его и сфотографировал кубанский краевед Евгений Дмитриевич Фелицын в 1879 году, а затем передал снимок первому биографу поэта Павлу Висковатому, который его вскоре опубликовал. Долгое время он считался истинным домиком Лермонтова. Все начало ХХ века к нему стекались почитатели поэта со всей России.

Уникальное фото

В 1943 году хата была разрушена попавшей в неё авиабомбой. Валентине Малаховой удалось найти в немецком архиве редкий снимок времён оккупации Тамани, на котором, вероятно, и запечатлён этот дом. Почему «вероятно», потому что фотография небольшого размера, из-за специфики ракурса точную привязку к местности провести довольно сложно. Тем не менее, первое впечатление говорит в пользу того, что камышовая крыша и светлые стены, на фоне которых выстроились немецкие офицеры, – и есть тот самый домик на обрыве.

Посетители выставки впервые увидят эту фотографию. А ещё узнают, как и почему поэт оказался в «скверном городишке» осенью 1837 года, где могла быть написана «Тамань», и сколько версий Лермонтову пришлось написать, прежде чем появилась окончательная редакция произведения. На каждом планшете фотовыставки «С подорожной по казённой надобности» зрителей ждут неожиданные открытия, проливающие свет на историю создания повести, которую по праву называют «жемчужине русской прозы».

После месячного турне по городам Кубани, с 15 октября фотовыставка экспонируется в Таманском музее

Станица Тамань, ул. Лермонтова, 5