Веники как орудие сбора
Нефть на Тамани добывали испокон веков. В наследство от турок казакам достались нефтяные источники, которые, правда, были забиты заглушками и завалены. Оставляя территорию русским, предшественники, что называется, засекретили коды доступа к природным богатствам Тамани. Впрочем, скоро казаки научились искать нефть. Вот как осваивались песчаные залежи чёрного золота. Нефтяные пески промывались водой. Нефть собиралась на поверхности воды и особыми вениками отжималась в ушаты. После того как песок в них оседал на дно и нефть очищалась, её перемещали в деревянные лари.
Из двух носилок нефтяного песка получалось ведро нефти (в нефтяном песчаном пласте содержалось примерно семь процентов чистого продукта). Нефтяную жилу нащупывали незатейливым способом – запускали в землю бур и в углубление вливали немного воды. Если приставала к нему нефть, то там и копали колодец. Добыча велась только летом – с мая по сентябрь.
Монька – первый нефтедобытчик
Поскольку все природные ресурсы «острова Фанагории» принадлежали Черноморскому войску, – нефтяной промысел контролировался казачьей администрацией, а в одно время таманской нефтью даже заинтересовались в Санкт-Петербурге. Организация нефтяного дела на Тамани началась с того, что в 1823 году к открытым и возобновлённым здесь колодцам был приставлен казак Монька, который занимался добычей нефти. Монька надежды начальства оправдал. Он поставил рекорд, добыв из одного из колодцев 70 вёдер нефти.
Для исследования нефтяных богатств на Тамань приглашались специалисты из Баку, которые открыли здесь не только чёрную, но и белую нефть. Затем из Керчи был вызван горный инженер, составивший «Минеральное описание острова Тамани».
В 1851 году в очередной раз были обследованы таманские нефтяные источники, после чего обрела очертания карта нефтеносности полуострова: в двенадцати верстах к юго-востоку от станицы Тамань находились таманские нефтяные колодцы, на горных возвышениях и грядах у южной части лимана Цокур располагались бугазские источники, вышестеблиевские нефтяные ключи тянулись на восток от одноимённой станицы, а посёлок Фонтан и станица Старотитаровская были буквально окольцованы колодцами.
Нефть как лекарство и смазка колёс
Но вот что ещё не давало покоя Войсковому правлению – где применять найденную нефть? Белую нефть тогда использовали в медицине как лекарственное средство, а чёрную – в качестве смазочного вещества. Правда, в чистом виде смазывать ею колеса и оси не рекомендовалось, только в смешении с дёгтем. «Нанотехнологи» первой половины XIX века рождали новаторские идеи: утилизировать нефть и употреблять для освещения, превращать её в асфальт и, наконец, просто продавать.
Увы, нынешняя «мировая валюта» имела в то время низкий спрос. В результате нефтяные источники были сданы казачьей администрацией в откупное содержание, то есть в аренду за очень небольшую плату. Как выразилась историк Ф. А. Щербина по поводу этой неравноценной сделки – «гора мышь родила».
Где был первый керосиновый завод?
В 1864 году нефтеносные участки у станицы Старотитаровской и посёлка Фонтан арендовал отставной полковник А. Новосильцев, который вошёл в историю как родоначальник отечественной нефтяной промышленности. Правда, известность ему принесла нефть с других приисков.
Пробурённые в таманских недрах скважины оказались «сухими». То ли здесь не было глубокого залегания нефти, то ли нанятые Новосильцевым американские специалисты под руководством Клея и Шандора неправильно произвели разведку, но первый блин вышел комом. Предприниматель перенёс буровые работы за пределы Таманского полуострова, в долину реки Кудако, где в итоге открыл крупное месторождение нефти.
И всё же Тамань оставила свой след в ранней истории российской нефтяной промышленности благодаря Новосильцеву. В крепости Фанагория он построил первый в России нефтеперегонный (керосиновый) завод, куда поставлялось сырьё из кудаковской скважины. Спустя некоторое время нефтепромышленник разорился, и завод был продан на слом.
Елена Чуприна.