В том числе подверглись разрушению и многие здания образовательных учреждений. Архивные данные и отзывы старожилов Темрюка помогают нам приблизительно определить, где они находились до войны, какого масштаба были школьные хозяйства, как мужественно эти каменные исполины принимали на себя удары немецких снарядов и как возрождались из руин после освобождения Темрюка.

В районном архиве сохранились сведения о нанесенном фашистами ущербе городским школам. Их количество и нумерация отличались от нынешних. Читая сухие строчки в «Ведомостях об уничтоженном, разрушенном, разграбленном имуществе» учреждений, составленных сразу после отхода оккупационных войск, можно найти точные адреса школ.

А воспоминания темрючан, переживших оккупацию, помогают сопоставить их с современной картой населённого пункта.

Изменилось архитектурное лицо города и близлежащих посёлков, другие названия улиц, но, как писал поэт Илья Сельвинский об исторической земле, «каждый камень здесь гудит голосами эпох». Многие учреждения Темрюка были уничтожены, взорваны фашистами во время войны.

Остались лишь немногие здания, и некоторые до сих пор хранят в каждом своём камне отголоски сурового лихолетья.

На улице Третьего  Интернационала

Судя по архивным описям, в границах нынешнего Темрюкского городского поселения находились школы разных ступеней обучения: №№1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 60, 63, а также новая школа по улице III-го Интернационала. Такое название до войны носила улица Мира в Темрюке, но речь идёт, конечно, не о современном здании школы №3, оно было построено уже в 60-х годах.

Житель Темрюка Бодний в своих воспоминаниях писал, что прародительница школы № 3 находилась на месте нынешней парикмахерской по улице Мира (рядом с почтовым отделением), т.е. через дорогу от современной «трёшки».

Точного номера у школы не было. В ведомости об ущербе, нанесенном школьному хозяйству, засвидетельствованной учителем математики средней школы № 13 Александрой Викторовной Морозовой и Анастасией Ивановной Семеновой, она значится как школа-новостройка.

В школах учили, а в войну – лечили

В числе неполных средних школ до войны числилась школа № 63, которая располагалась на углу улиц Ленина и Володарского в дореволюционном здании бывшей Мариинской гимназии.

В этом учебном заведении также, как и в довоенной школе № 3 (её здание строилось в начале XX века под двухклассное женское училище, а сейчас в нём размещается школа № 14 по улице Октябрьской), оккупанты разместили госпитали для немецких солдат. При отступлении из Темрюка, вероятно, не успели их взорвать. После освобождения от нацистов эти уцелевшие здания бывших советских школ открыли двери для наших раненых. Многие другие каменные дома лежали в руинах…

Занятия в три смены до полуночи

Но светоч знаний снова разгорался в разбомблённом, но не сломленном городе. Уже в октябре сорок третьего года была организована школа в одном из нежилых домов по улице Октябрьской. По свидетельству Виталия Романова, к сожалению, ушедшего от нас, в неё было набрано шесть классов – с пятого по десятый.

– В доме было три комнаты. В одной из них учительская, в двух других – учебные классы, вспоминал он. – Учились в три смены по два класса в смену. Третья смена занималась в вечернее время до 23 часов при освещении керосиновыми лампами. На них вместо ламповых стекол были простые пол-литровые баночки без донышек.

В классе был один сколоченный из досок стол. За ним помещалась половина учеников. Другая половина сидела на табуретках и скамейках, принесённых из дома. Писали на коленях.

Домашние задания выполняли на обёрточной бумаге или на старых книгах.  У каждого были две настоящие тетради, купленные втридорога на рынке. Одна – для контрольных работ по математике, другая – для диктантов и сочинений.

У каждого была своя чернильница в мешочке. Чернила делали из химического карандаша, тоже купленного на рынке. Учитель сидел за тумбочкой. Писали перьевыми ручками. Мы были полуголодные, плохо одетые, выросшие из своей прежней одежды. У многих были штаны и юбки, пошитые матерями из ношеного армейского обмундирования, у некоторых даже из немецкого. Зимой одевались в стеганые ватные фуфайки.

Но мы не стеснялись нашей бедности. Были рады тому, что вновь встретились в школе после полуторагодичного перерыва. Радовались, что мы остались живы, что не воют сирены, возвещающие о воздушном налёте вражеских самолетов и не надо прятаться от бомбёжки в траншеи, подвалы, под кровати. Радовались, что можно ходить свободно по улицам и даже петь песни.

С жаждой знаний и с верой в будущее

А осенью сорок четвёртого года коридоры школы № 63 снова наполнились детским гомоном: в просторные классы с большими окнами, «застеклёнными» пол-литровыми баночками на цементном растворе, вошли ученики – с жаждой знаний и с верой в светлое будущее своей страны.

Учебная обстановка по-прежнему была скромной: классная доска на стене, вместо парт – сколоченные из грубых досок столы в два ряда… Но школьники были воодушевлены. «Мы были довольны такими удобствами, – признавался Виталий Романов – один из тех, кто проживал тогда счастливые моменты возрождения мирной темрюкской жизни, – рады той свободе, которую приобрели после оккупации. Мы помогали восстанавливать свой разрушенный город».

Благодарим за помощь в подготовке материала архивный отдел администрации Темрюкского района. Продолжение следует