В мае 1820 года Пушкин отправился в далёкий Екатеринославль (Днепропетровск) на службу к генералу И.Н. Инзову. В конце месяца, после одной из прогулок по Днепру, у него началась лихорадка. В таком виде его нашёл генерал Раевский, ехавший с детьми Николаем, Марией и Софьей на отдых, и получил разрешение взять молодого человека с собой в Горячие Воды.

Курорт Раевские, а с ними и Пушкин, покинули в начале августа и отправились в Крым. Через два дня после отъезда миновали Прочный Окоп и оказались на кубанской земле. Далее двигались по правому берегу Кубани в сопровождении 60 казаков с пушкой.

8 августа они проехали станицу Темижбекскую и отобедали в Кавказской крепости у коменданта Навагинского полка А.Ф. Урнежевского.10 августа в сопровождении того же коменданта проехали Казанский и Ладожский редуты, Усть-Лабинскую крепость и оказались в Карантинном редуте. Там их встретил атаман Черноморского казачьего войска полковник Г. К. Матвеев. Далее атаман сопровождал их до самой Тамани. 11 августа выехали в Екатеринодар. 12 августа проехали через Мышастовку, Ивановскую и заночевали в Копыле (Славянске-на-Кубани). 13 августа проехали Петровский и Андреевский кордоны, Темрюк, Пересыпь, Сенную и въехали в Тамань, где пришлось задержаться из-за шторма на Керченском проливе. Пушкин тогда написал: «С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма».

Конечно, он понимал, по какой земле ходит, и какое историческое прошлое под ней скрыто, ведь незадолго до этого вышли в свет очередные тома «Истории государства Российского» Карамзина, содержащие описание самой южной окраины Руси. Именно пребывание в Тамани дало Пушкину идею для написания поэмы «Мстислав» о тмутараканском князе. И эта поэма, пусть даже так и не законченная, убедительное свидетельство интереса поэта к Тамани.

Эти несколько дней путешествия по нашим землям сильно повлияли на молодого поэта. Под впечатлением от встречи с жизнью казаков и соседних черкесских племён он написал поэмы «Кавказский пленник» и «Тазит». Также к этим воспоминаниям Пушкин обратился в романе «Евгений Онегин», набросках поэмы «Русская девушка и черкес» и романа «На Кавказских водах». Поэт познакомился с жизнью черноморских казаков не только в ореоле романтики, но и в суровом, реальном обличии. Позднее он написал своему брату Льву: «…Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться; в вечной предосторожности!..». И добавил: «Когда-нибудь я прочту тебе мои замечания на черноморских и донских казаков – теперь тебе не скажу о них ни слова». К сожалению, до нас эти замечания так и не дошли.

Благодарим Межпоселенческую библиотеку Темрюкского района за предоставленные материалы.