2015 год в России объявлен Годом русской литературы. «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции – это основа основ, и внимание к ним государства и общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ», – сказал президент Владимир Путин.

Как начинается Год литературы в школах Темрюкского района? Рассказывает учитель русского языка и литературы школы № 2 г. Темрюка, победитель нацпроекта «Образование», Заслуженный учитель Кубани Валентина Овчинникова.

 – Валентина Владимировна, поздравляю Вас с началом Года литературы в России. Каких изменений ждете?

После длительного перерыва в школу вернулось выпускное сочинение. Итоговое сочинение, которое выпускники писали в декабре в первый раз, стало началом  проекта.  Мы серьезно готовились к этому испытанию, чтобы ребята получили  допуск к экзаменам в 2015 году и показали знания русской
литературы.  Тематические направления и конкретные темы сочинений были разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения, который возглавила президент русского общественного фонда Наталия Солженицына.

– Как ребята справились с заданием?

На основе произведений отечественной и мировой литературы было  объявлено пять направлений:  200-летие  М. Ю. Лермонтова, размышления о войне, взаимодействие человека и природы,  проблемы взаимоотношений поколений, ценностные ориентиры человека. Времени на подготовку было не так уж много. Большинство выпускников  Темрюкского  района, как и всей России, выбрали тему Великой Отечественной войны. Но не учтено то, что к началу декабря еще не пройдены все темы по программе 11 класса. Считаю, было бы  логично завершить изучение курса русской литературы в 10-м классе и в тот же год  или в начале 11 класса писать сочинение, а в оставшееся время в 11-м классе заниматься подготовкой к ЕГЭ по  всем предметам, в том числе и по русскому языку и литературе.  Это мое мнение.

– ЕГЭ по русскому языку включает  и элементы литературы. Если вновь вернулись к сочинению, получается, что этого было недостаточно?

Единый государственный экзамен по русскому языку состоит из 25 заданий, и двадцать четвертое  задание – на средства художественной выразительности, то есть знание некоторых литературных терминов. Дети любят это задание, так как за его выполнение  дается четыре балла.  Но само задание не прививает  навыков осознанного, вдумчивого восприятия художественного произведения, не способствует воспитанию творческого читателя.

Отказ от чтения приводит к тотальной безграмотности. Посмотрите, что пишет молодежь в СМС-сообщениях? Они даже простые слова и те пишут сокращенно.  «Лю тя». Где же великий могучий русский язык? У меня вызывают удивление вывески на магазинах на иностранном языке. Ни в какой стране мира это не приветствуется. Что ж мы сами себя оскорбляем, пренебрегая своим богатейшим языком? Ведь не все, что есть за границей, приемлемо для нас.

– Подготовка к сочинению поможет вернуть школьников к чтению?

Говорить о любви к чтению сложно. Сегодня дети абсолютно не читают. Знаю точно, что произведения  по школьной программе полностью читают  единицы. Остальные пользуются текстами, изложенными в сокращенном варианте или  электронными версиями. Поверьте, что причина отказа от чтения не только в нежелании читать, но и в ускоряющемся темпе жизни. Времени не хватает ни у взрослых, ни у детей. У старшеклассников большая нагрузка. Для поступления в вуз нужна дополнительная подготовка по нескольким предметам. Кроме этого, никто не отменял  обязательные ЕГЭ. Некоторое время вела курс русского языка и культуры речи в Темрюкском филиале МГУТУ имени Разумовского. Задаю вопрос: кто любит читать? Во взрослой  аудитории из двадцати человек лишь трое – четверо что-то читают. Что же мешает? Ответ: нет свободного времени, работа, семья, заботы. Согласна с ними. Чтобы проникнуться чтением, понять мысль автора, пережить, пропустить через себя жизнь героев, необходимо  время, хотя бы час,  чтобы  взять в руки книгу и   вдуматься в то, о чем хотел сказать автор. Скорочтение,  «диагональное» чтение  для художественной литературы не годится.

– Что привлекает в чтении?

На этот вопрос часто слышу ответ: это возможность снять стресс, отвлечься от проблем.  На самом деле в чтении привлекает не монотонность речи, а ее ритмика, правильная речь. А еще чтение помогает развивать память, творческое воображение, способность размышлять и делать самостоятельные выводы,   расширять словарный  запас. В век информационных технологий и информационных войн умение сформировать собственный взгляд на явления и события дорогого стоит. Кроме того, тот, кто много читает, как правило, и грамотно пишет.

– Экранизация произведений, театральная постановка  дает  возможность за короткое время познакомиться  с содержанием произведения.

Всегда говорю детям: не хотите читать, хоть фильм посмотрите.  Ученики должны знать хотя бы фабулу произведения. Есть большие произведения, которые не каждый прочитает. Например, «Война и мир» Толстого.  Писатель поднял такой пласт проблем человечества, о которых  каждому нужно знать. Взять образ Наташи Ростовой.  Посмотрев художественный фильм,  мы видим Наташу такой, какой ее представляет режиссер С.Бондарчук. Каждый  читатель увидел бы свою Наташу Ростову. Для знакомства с творчеством Булгакова организую поездки в Краснодарский драмтеатр на постановку «Евангелие от Воланда» по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Поначалу даже приходится слышать от детей возмущение, дескать,  лучше  на ледовый каток съездить, чем в театр. Но после просмотра спектакля ярких впечатлений хоть отбавляй.

– Вы выбрали профессию, непосредственно связанную с русской литературой. Много читаете. Ваш любимый автор, произведение?

С детства люблю читать. Признаюсь, в юности  читала все подряд, хотя не все понимала. Из некоторых книг, которые задели душу, делала выписки в тетрадь, чтобы была возможность еще раз перечитать. Это сейчас книги доступны. Во времена моего детства, юности интересную книгу негде  было купить, это был дефицит. Что-то для чтения можно было взять только в библиотеке или у соседей и друзей. Интересную книгу давали на несколько дней.

Моя настольная книга – «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина. Один раз в год обязательно возвращаюсь к этому великому произведению. «Евгений Онегин» – это кладезь мудрости. Каждый раз перечитываю и каждый раз делаю для себя открытие: как же я раньше этого не заметила, ведь видела эти строки много раз?  Но, наверное, полностью постичь Пушкина невозможно. Интересно творчество  Владимира Высоцкого, 25 января день его рождения. Читаю современных авторов. Но бывает, прочитаю книгу, а она не оставляет и следа в моей душе, даже автора не запоминаю. Такие книги называю чтивом.  Возможно, на кого-то они производят впечатление, у каждого свои взгляды и круг чтения. Вся прелесть книг в том, что одни и те же строки вызывают разные ассоциации, помогают по-своему видеть мир. Если мы хотим улучшить нашу жизнь, нам нужны умные грамотные люди, способные самостоятельно мыслить, принимать решения. Без любви к книге, без  чтения этого не достичь.

2015 год – Год русской литературы. Он дает возможность каждому  из нас прикоснуться к нашему  национальному достоянию, почувствовать себя  его наследником.

Интервью взяла Нелли Тютюник.

Это начало разговора о литературе и чтении. Нам важно ваше мнение, дорогие читатели.