Память о Герое жива. Накануне Дня Победы депутат ЗСК Ирина Дмитриевна Конограева побывала в школе № 17,  которая носит имя  нашего легендарного земляка, трижды Героя Василия Ивановича Головченко.  Не дожил наш Герой до 70-летия Победы, но память о нем будет жить вечно.

В школьном музее хранятся фотографии, материалы о жизни этого удивительного человека.  Прославился он не только военными и трудовыми подвигами.  Строя новую школу,  руководитель совхоза «Азовский» Василий Иванович Головченко думал о том, сколько поколений мальчишек и девчонок будут здесь учиться, потом работать в родном поселке.

В фойе школы накануне майских праздников организовали вахту памяти у стенда, посвященного фронтовику. Все окна украшены белыми голубями. Десятиклассники подготовили театрализованную композицию, посвященную событиям Великой Отечественной войны.  На встречу пригласили жительницу поселка, малолетнюю узницу фашистских лагерей  Зою Андреевну Гольцбергер. Ей было три года, когда немцы отправили мать с детьми на крымский берег.  Испытали голод и лишения, жили в нечеловеческих условиях. Вернулись домой после освобождения Таманского полуострова  от немецко-фашистских захватчиков. Рассказ Зои Андреевны о военном детстве потряс ребят, трудно было сдерживать слезы. Она хорошо знала Василия Ивановича, работала бригадиром в совхозе «Азовский». Ее дети учились в школе № 17, всегда были примерными учениками.

Память о легендарном земляке В.И. Головченко хранят и в школе №20 п. Красный Октябрь. Дочь Героя Нина Васильевна Головченко отметила, что в школьном музее собран интересный материал о ее отце.

 

Василий Иванович Головченко и мой отец Дмитрий Николаевич Луценко в моей жизни были как два крыла.

Два крыла

80-е годы… Я, первый секретарь Темрюкского райкома комсомола, вместе с молодежью района обустраиваю «Военную горку». Проводим памятные факельные шествия, благоустраиваем территории вокруг памятников воинам-освободителям. Вместе с ветеранами Великой Отечественной войны под председательством Александра Федоровича Ермоленко проводим яркие памятные мероприятия для жителей, молодежи родного Таманского полуострова свободы.

Не раз ездила за советом, проведать, поговорить к легендарному земляку – Василию Ивановичу Головченко. Он называл меня ласково: «Комсомолочка наша». Калитка в его двор всегда была открыта, дверь не запирал. Сначала Василий Иванович всегда усаживал пообедать. Без цветов не отпускал.

Часто выезжали на различные мероприятия в Краснодар. Когда спрашивала, может ли поехать, шутил: «Ирочка, поеду, если девчата по дороге будут петь песни». Ехал всегда с нами в одном автобусе. Пел изумительно. Душа у Василия Ивановича трепетная, молодая. Его глаза всегда светились теплом и любовью.

Когда я была девчонкой, отец часто рассказывал мне о нашем знаменитом земляке, о том, какой он труженик и хозяин.

Отец работал шофером и его часто направляли в винсовхоз «Азовский», который в то время возглавлял В.И. Головченко. Два фронтовика, оба артиллеристы, были знакомы. Оба – великие труженики. У них были одинаковые руки: большие, сильные, мозолистые, натруженные руки людей от земли.

Общаться с Василием Ивановичем было очень легко. Слушать его с огромным удовольствием можно было часами. «Девчата, а хотите, я вам свои стихи почитаю», – говорил Василий Иванович. И читал красиво, сердцем, с душой о жизни, родной станице, о хлебе. Слова: «Берегите землю», – самый главный наказ нашего знаменитого земляка.

Дом Василия Ивановича, его душа, его мысли всегда были открыты для людей. Этот увенчанный славой, красивый, мудрый, уважаемый и любимый всеми человек в жизни был исключительно скромным, жил так, как подсказывала совесть. Всех, кто приезжал к нему домой, угощал своими фруктами и овощами, домашним вином, которое делал сам.

Один наш разговор с Василием Ивановичем запал мне в душу глубоко. «Вокруг тебя, дочка, очень много молодежи. Старайся, чтобы меньше было «трескотни», ненужных слов, а больше делай добра своими руками, не опускайте руки, когда будет тяжело, а главное – живите по совести».

Когда в Темрюке открывали Аллею Славы, из машины Василия Ивановича буквально выносили на руках – ноги совсем не слушались, очень сильно болели, но эту боль никто не видел, он держал ее глубоко…

Разговор о том, чтобы установить на «Военной горке» самоходку, на которой Василий Иванович прошел всю войну, пока остается невоплощенным в жизнь. А сделать это нужно обязательно, так как это действительно будет лучшим напоминанием разным поколениям о нашел легендарном земляке.

Нам, живущим сегодня, необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить память о мужестве и героизме выдающегося кубанца – человека светлой души и высокого служения долгу. С любовью к вам, ветераны, с неувядаемой памятью в сердце, благодарностью и уважением, отцы! Спасибо за Победу!

 

Вахта памяти в школе №17. Фото Нелли Тютюник, «ТАМАНЬ»

Фронтовик

9 мая 2011 года на 91-м году ушел из жизни мой отец – ветеран Великой Отечественной
войны Дмитрий Николаевич Луценко. В 1939 году его призвали в действующую армию. Домой возвратился только в 1947 году.

Очень часто во сне он кричал, шел в бой. Он командир орудия, защитник Ленинграда, спустя много лет после войны продолжал сражаться за Родину.

Говорят, время лечит…  А у меня с каждым годом все сильнее плачет по отцу душа, очень его не хватает. Казалось бы, прошел ад войны, потом голод, все годы после войны работал сутками. По призыву партии осваивал целину. В работе ему не было равных. Слово «порядок» было принципом в его жизни. Отец всегда рассчитывал на свои силы, заботился о семье. Очень любил меня, я дышала этой любовью, она меня окрыляла. Отец никогда не обращался к врачам. И однажды, когда ему было под 80 лет, ему сделали кардиограмму сердца. Врач сказал: «Вы перенесли два инфаркта». А мы даже не знали об этом. Отец никогда не жаловался на боль, усталость.

Никогда из памяти не сотрутся его пророческие слова: «Дожить бы до 9 Мая, посмотреть парад Победы и 9-го умереть». Так и произошло.  9 мая вечером перестало биться сердце ветерана Великой Отечественной войны – солдата Победы.

Солдатская вдова

Моя бабушка по маминой линии, Клавдия Демьяновна Кондратьева, родилась в бедной казачьей семье. С детских лет отличалась особой статью, силой духа, стремлением к знаниям, упорством. Каждый вечер общения с бабушкой был для меня открытием.

В детском возрасте она стала сиротой, уже с детских лет много работала и много плакала от одиночества, сиротства, бедности.

Николай – будущий муж, красивый, черноглазый парень, виртуозно играл на баяне, покорил сердце молодой казачки и стал ее первой и единственной на всю жизнь любовью. Два сына и две дочки, рожденные в любви, стали смыслом всей жизни нашей бабушки.

В 1941 году она проводила на фронт мужа, а в марте 1942 года пришла похоронка. Погиб в боях за Севастополь. Однополчане описали страшную картину гибели дедушки. Его разорвало снарядом, останки тела висели на дереве.

Похоронили на Сапун горе в братской могиле, которую мы, его внуки и правнуки, нашли много лет спустя после войны.

Его фамилия вписана на Аллее Памяти по ул. Ленина в Темрюке.  А бабуля сохранила всех четверых детей. Прятала, когда угоняли в Германию. Прятала в своем доме на ул. Пролетарской раненого летчика, понимая, если найдут, расстреляют всю семью.

Она победила войну, голод, все невзгоды, вырастила детей, дождалась внуков и правнуков, в строгости держала всю свою семью.

На праздники вся семья собиралась у бабушки. Она очень красиво пела. Голос и задушевные песни Клавдии Демьяновны и ее дочерей – Раисы и Тамары – любили и слушали все соседи на улице Советской в Темрюке. Благодаря таким женщинам как наша бабушка продолжается жизнь на кубанской земле.

 

Ирина Конограева,

 

депутат Законодательного Собрания Краснодарского края.