Узвар и кутья появлялись на праздничном столе черноморских казаков на Рождественский сочельник (Святой Вечер) и на Голодную кутью (вечеря в канун Крещения). На обе эти вечери готовили постные блюда. Сейчас на Кубани обычай ставить на стол постные блюда сохранился лишь кое-где, но кутью у нас варят обязательно. Если раньше ее варили из пшеницы, то теперь – почти исключительно из риса. Так повелось после войны, возможно, тогда рис был дешевле, чем пшеница, хотя старожилы доныне вспоминают, что «настоящая» кутья должна быть из пшеницы.

На Кубани кутью готовят на Святой Вечер и Крещение, на Пасху и Радуницу, а еще всегда – на поминки по умершим родственникам.

Целый день накануне Крещения в кубанской хате стояла Голодная Кутья. В этот день, как и в Рождественский сочельник, люди говели, и садились к столу только после появления первой звезды. А еще в этот день на всех отверстиях-входах в хату (на порогах, дверных косяках и т.п.) мелом рисовали крестики, а хозяин зазывал к себе домой Мороза есть кутью.

После трапезы дети стучали палкой снаружи по углам хаты, приговаривая: «Іди, кутя, із покуття, а ти, озвар, на базар», прогоняя тем самым кутью со святого угла («покутя»), где она находилась с самого Рождества. Недаром этнографы считают, что слово кутья происходит от того, что стоять она должна на покути, то есть в святом, самом почетном углу хаты. Озвар – это узвар из сухофруктов, тоже одно из обязательных постных блюд на Святой Вечер и Голодную Кутью.

Владимир Пукиш.