Имена и места захоронений многих солдат, не вернувшихся с полей сражения в годы Великой Отечественной войны, до сих пор остаются неизвестными. Каждый год поисковые отряды открывают новые имена освободителей. В начале мая губернатор Кубани Вениамин Кондратьев посетил в станице Холмской место раскопок самолета времен Великой Отечественной войны. В разговоре с поисковиками Вениамин Кондратьев отметил, что к работе поисковых организаций необходимо активнее привлекать школьников, создавать маршруты для детей и подростков по местам боевой славы, создавать в школах музеи, посвященные Великой Отечественной войне.

На Тамани хорошо известно имя руководителя поискового отряда «Тамань» Игоря Бордюгова. На счету его отряда более 600 останков солдат, погибших при освобождении Таманского полуострова.

 

Игорь Бордюгов на поисковых работах.

 

С Игорем Бордюговым встретился юнкор газеты «Тамань» Виктор Калашников. Он мечтает поступить на факультет журналистики. Виктор учится в 11 «б» школы № 13. Это его первый опыт в жанре интервью в газете «Тамань».

– Игорь, как все начиналось?

– С детства увлекался историей. В юношестве узнал о захоронениях солдат в военные годы от жителя Переволоки, ветерана войны Андрея Артемовича Снегура. Он занимался сбором информации, расспрашивал жителей станиц и поселков района. У него был солидный архив. Брат его погиб во время войны.

 В 1989 году я вступил в турклуб и стал заниматься туризмом. После развала СССР, в период перестройки, нужно было как-то выживать, чем-то зарабатывать на жизнь, не было времени на проведение поисковых работ. 14 января 1993 года вышел закон Российской Федерации № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Это стало сигналом поисковикам к тому, что нужно продолжать начатую работу.

Первым в Краснодарском крае поисковое движение возглавил поисковый отряд «Набат» под руководством Алексея Стадника. В его рядах насчитывались сотни человек. Участники «Набата» организовали свои поисковые отряды. И в 2006 году в городе Темрюке по моей инициативе при Всероссийском совете ветеранов Афганистана был создан поисковый отряд «Тамань», который и возглавил. Сегодня в отряде семь человек.

– Какова главная цель поисковиков?

–  Для отряда «Тамань», как и других поисковиков, главная задача – выявление воинских захоронений и установление имен погибших. В этом большую помощь оказывают живые свидетели времен войны, архивные данные. Собираем информацию по крупицам. На это уходит немало времени. Найденные при раскопках личные вещи солдат, медальоны, награды – ниточка, которая позволяет сопоставить факты с архивными документами, и, если повезет, установить имя погибшего.

– Могут ли желающие поучаствовать в проведении поисковых работ?

–  Отряд приветствует волонтёров, готовых помочь в проведении поисковых работ.

– Какими качествами должен обладать поисковик?

–  Прежде всего, упорством и желанием довести начатое дело до конца.

– Сотрудничаете с другими поисковыми отрядами?

– В Краснодарском крае около двадцати поисковых отрядов. Разумеется, общаемся, делимся сведениями и знаниями.

– Какое оборудование необходимо для проведения поисковых работ?

– В ход идут обычные рабочие инструменты как лопаты, так и дорогостоящее оборудование. Дешевое долго не прослужит, потому если покупать, то качественное, его надолго хватит. На территории Темрюкского района поисковый отряд «Тамань» обнаружил около шестисот погибших красноармейцев и более тысячи единиц боевых припасов. К сожалению, из-за нехватки дорогостоящей аппаратуры, поиски захоронений могут продлиться почти на сотню лет. Но мы продолжаем свое дело. Скоро открывается новый полевой сезон. У нас есть планы, где начнем работать. Мы должны восстановить имена погибших, сохранить память о каждом освободителе, кто подарил нам мир.

Интервью взял Виктор Калашников.

 

История одной находки

Поисковики Игоря Бордюгова вели раскопки возле поселка Стрелка Темрюкского района. Погибшие лежат так, как упали 73 года назад, – на боку, со вскинутыми руками. Рядом котелок, ложка, две кружки. На дне одной кружки – чай, щепотка сухой заварки. В котелке закипала вода…

Мы были высоки,  русоволосы.

Вы в книгах прочитаете  как миф

О людях, что ушли  не долюбив,

Не докурив последней  папиросы.

Когда б не бой, не вечные  исканья

Крутых путей к последней  высоте,

Мы б сохранились  в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет,  в набросках на холсте.