Глава района Сергей Робилко встретился с Виктором Лихоносовым, сообщает пресс-служба администрации района.

Поздравил его с юбилеем, вручил цветы, пожелал здоровья и долголетия. Виктор Лихоносов подарил руководителю муниципалитета один из выпусков литературно-исторического журнала «Родная Кубань» за 2011 год, где речь идет о наших краях и наших земляках.

Сергей Робилко поинтересовался: как поживает писатель, есть ли какие-нибудь проблемы? Оказывается, что на доме по ул. Чапаева в пос. Пересыпь, где Лихоносов проживает и творит в теплое время года, совсем прохудилась крыша, нужно поменять и забор.

Глава дал поручение начальнику управления капитального строительства и топливно-энергетического комплекса Дмитрию Сиенко решить эту проблему.

– Вам только нужно выбрать цвет кровли. А когда крыша будет отремонтирована, постараемся помочь и с ограждением вашего домовладения, – пообещал глава района.

– Пусть будет зеленого цвета, что благотворно влияет на меня и мое творчество, – немного подумав, решил Виктор Иванович. – Если мое жилище будет в порядке, я смогу больше времени проводить в Пересыпи, буду гулять по берегу моря, смотреть в сторону Крыма или Голубицкой, и быстрее закончу писать «Одинокие вечера в Пересыпи».

– Душа моя сейчас настроена музыкально, – рассказал Виктор Лихоносов. – И я мечтаю провести свой девятый десяток лет и сколько мне еще отмерено здесь, на Азовском побережье.

 

Автограф для газеты «Тамань»

 

Я впервые  пришел в газету «Таманец» («Тамань») почти… полвека назад (даже раньше). На почте в Пересыпи я  всегда спрашиваю: «А «Тамань» есть?».  В самой Тамани друзья мои собирают в стопочку и отдают мне при встрече. Так что чувствовать ответственность перед нами, читателями, ваша святая обязанность! 22.06.2016 Ваш В.Лихоносов, Темрюк.

 

Виктор  Иванович во дворе дома в Пересыпи. Фото «Тамань»

– Виктор Иванович, в апреле вы отметили 80-летие: как прошел юбилей?

Циркулируют слухи, будто я отказался от проведения юбилея в знак мстительного протеста. Это совсем не так. Я написал губернатору Кубани Вениамину Ивановичу Кондратьеву (как и в канун своего 75-летия – его предшественнику Александру Николаевичу Ткачеву), чтобы власть не устраивала пышных торжеств и церемоний, как водилось издавна в юбилейных случаях более-менее известных писателей. На дворе экономический кризис, зачем неизбежные расходы? Но это не значило, что возраст мой куда-то пропал.

Меня искренне поздравил руководитель краевого департамента информационной политики Владимир Пригода, прибыл ко мне домой, в узком кругу, как я и просил. Городская власть, как и пять лет назад, поздравила так, как я пожелал: камерно, в зале совещаний, но церемония исполнилась, даже детишки пели по режиссуре Вероники Ивановны Журавлевой-Пономаренко. А самое главное – глава города Владимир Лазаревич Евланов объявил, что мэрия нашла спонсорские средства на издание моей книги «Тут и поклонился». Городская Дума во главе с Верой Федоровной Галушко тоже помогла моим творческим интересам. Не стану дальше распространяться о том, какие важные ведомства поздравили меня, а какие намеренно прикрылись, будто автора романа о Екатеринодаре не знают. В поздравлениях проявляется идейная и профессиональная солидарность или противоречивость отношений. В нынешнее историческое мгновение собирания здоровых сил согласие и желание единства необходимее раздора.

Самое важное в эти дни – мои встречи с читателями, которые доставляют мне большое удовольствие. Я слышал от них то, чего на вечерах обычно не говорят. Взгляды, интонации, душевные волнения – все так трогательно. Да и когда в ступенчатом зале набирается почти 300 человек, все равно чувствуешь пульс дыхания, а мертвая тишина обольщает сильнее всяких громких аплодисментов. Я говорю о встрече с курсантами Краснодарского высшего военного авиационного училища им. Героя Советского Союза А.К. Серова. Как я рад, что поехал к ним! Дома я еще долго «общался» с ними, видел их издалека, досказывал то, что не успел или забыл. Несколько курсантов (из них двое иностранцев) читали кусочки из моей повести «Осень в Тамани». Иностранцы читали, между прочим, не хуже наших. И само училище произвело на меня великолепное впечатление. Пространный, изумительно чистый двор с памятниками великим летчикам, сбоку храм, а внутренние помещения строгие, сияющие истинно армейским порядком, все как-то строго продуманно, значительно даже на стенах, где отмечены лучшие педагоги и летчики – Герои Советского Союза и России… А какой тщательно благодарный, четкий музей! Я возрадовался, что наша армия, кажется, постройнее всего нашего общества, та армия, по которой мы так горевали последние годы при министре Сердюкове, крепнет день ото дня.

Была раньше встреча в краевой юношеской библиотеке им. И.Ф. Вараввы, моего старшего товарища по Союзу писателей. А еще надо ехать в Темрюк, там тоже буду читать и говорить в библиотеке. Наверное, и Тамань позовет. И если буду ездить по краю часто, то не по какому-то расчетливому плану, а потому что так душа моя хочет. Темрюкский район все-таки самый кровный для меня: в Пересыпи хата, в Тамани матушка похоронена. Под Анапой в поселке Виноградном, бывшем совхозе им. Ленина, я работал в школе-интернате и писал первые свои рассказы. Маленький рассказ «Брянские», опубликованный в журнале «Новый мир» у Александра Твардовского, вошел через 40 (!) лет в антологию «Шедевры русской литературы ХХ века». Под Анапу я хочу вернуться на мгновение как к себе домой. А начинал я свое учительство в Крымском районе, под станицей Варениковской. И там бы побывать, да вспомнить время, за которым стлалась долгая дорога в будущее, к этому вот тревожному 80-летию.

 

Не многие знают, что известный киноактер Юрий Владимирович Назаров – одноклассник и друг Виктора Ивановича Лихоносова. Фото Николая Кравцова.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей новой книге.

Книга «Тут и поклонился» сложилась как в некотором роде итоговая. Я кланяюсь родной земле, старине, которую защищал от упрямой идеологии, истории, писателям, которых я люблю, священным для меня литературным местам. Она выйдет в Санкт-Петербурге, в солидном издательстве «Владимир Даль», прежде носившем название «Наука». И спасибо еще раз администрации Краснодара. Другую книгу с новой вещью «Одинокие вечера в Пересыпи» я, дай Бог, допишу к концу года. Самое вещее – в душе: пишешь с робостью, и не хочешь расстаться с материалом. Поэтому и затянул.

Мы живем на юге, на нас струится с небес яркий свет, зимы теплые, осень долгая и золотая: здесь бы и расти светлому, сияющему малороссийскими белыми – как у хаток – боками домам, кое-где ладно бы напомнить, что казаки явились под рукой Екатерины Великой из Запорожья и не помешал бы в облике некоторых хотя бы уголков тот старый колорит. А вместо этого часто гулявших за границей архитекторов соблазняют приметы Чикаго, Нью-Йорка и прочих западных городов, где солнце не может найти щелочку меж небоскребов.

«Краснодарские известия». Публикуется с сокращениями.