Наш эксперт:

Ольга  Борисовна  Лебедева биолог по образованию.  Окончила техникум зеленого строительства в Харькове, биологический факультет Кубанского госуниверситета.  В 70­х преподавала биологию в школе
№ 21 ст. Голубицкой.  В 1980 году назначена директором школы № 25, через три года директор школы  № 21.  Инициатор основания станции юных натуралистов в Темрюкском районе. После педагогической деятельности в школе занялась методической работой на станции юннатов. Основательница музея природы в ст. Голубицкой.  Талантливый и увлеченный человек. Автор книг о природе Тамани. Победитель конкурса  газеты «Тамань» имени Якова Снегура в 2016 году.

 

Президент России объявил 2017 год Годом экологии.  Тема экологии актуальна во все времена. Накануне нового года в Кремле прошло  заседание Государственного Совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Говорили и о том, что экологический компонент должен присутствовать во всех образовательных программах, начиная с детского сада.

Что знаем о природе родной Тамани,  что нужно делать, чтобы сберечь ее?  Темой экологического воспитания школьников  всю жизнь занимается жительница станицы Голубицкой Ольга Борисовна Лебедева.

– В 2018 году в России отметят 100­летие станции юных натуралистов, – рассказывает Ольга Борисовна. – Представьте, в какое тяжёлое время, после революции, молодые учёные, энтузиасты вели важную работу с детьми.

Когда вернулась в Темрюк, хотела работать по специальности.  Было огромное желание сделать что­то интересное для города. Но свободной вакансии  в городском зеленом хозяйстве  не оказалось. Пришлось в Темрюке организовывать прачечную. Через год  хозяйственную деятельность сменила на педагогическую.

В 70­е годы часто возила школьников Темрюкского района на слёты юных друзей природы, потом их стали называть экологическими. Познакомилась с замечательным коллективом краевой станции и педагогами станций Новороссийска и Геленджика. Подумала о том, что Тамань – уникальный уголок природы, огромный потенциал для научно­исследовательской работы. Почему бы в нашем районе не организовать такое интересное и нужное для воспитания детей направление. В районном отделе образования идею поддержали, но не нашлось подходящего помещения.

Знакомство с Марией Васильевной Бурлей – известным цветоводом в районе – помогло присоединиться к единомышленникам – активной группе при обществе охраны природы. В то время Ольга Борисовна работала в бригаде озеленителей Темрюкского рыбоконсервного завода. В Темрюке часто проводились выставки растений и цветов. Озеленители завода в них тоже участвовали.

– На территории консервного завода было большое панно из растений с изображением профиля В.И. Ленина, – рассказывает Ольга Борисовна. – Для этого использовали седум нескольких оттенков и альтернатеру. Эти растения низкорослые, быстроотрастающие и хорошо поддаются  стрижке. Однажды парторг завода сделал замечание: «Бровь у вождя слишком отросла, нужно бы подправить». Мы сразу взялись за ножницы и подстригли портрет в нужном месте. Позже от портрета отказались, решили сделать что­то нейтральное, не на политическую тему.

С 1960­х по 1970­е годы Ольга Борисовна работала в школах в Темрюке, помимо уроков для детей вела кружки по цветоводству.  В то время в школах были теплицы, на приусадебных участках школьники под руководством учителей биологии выращивали овощи и цветы.

– Особенно детям нравились занятия в школьной теплице при школе №1, – вспоминает Ольга Борисовна. – Мария Васильевна Бурлей часто приходила на занятия и приносила какие­то новые растения, приглашала на свой участок, угощала детей ягодами. Много лет она была консультантом всех практических мероприятий по озеленению школ. Принимала участие в походах и экскурсиях, знакомила учителей и школьников с растениями Варениковского леса, Дубового рынка, Голубицкого останца. Многие растения она называла по­научному, но знала и любила местные названия, например, дикие ирисы называла ласково «петушками», а птицемлечники – степными нарциссами. 

Сотрудничество с обществом охраны природы привело к знакомству с мероприятиями района по утверждению памятников природы. В 1979 году Ольга Борисовна Лебедева вместе со специалистами Т.В. Стребковой и А.А. Ивановым объехали весь район и сделали фотографии особо охраняемых природных территорий, составили их описание. Знакомили с этими материалами рабочие коллективы, учителей и школьников.

В 1989 году мечта Ольги Борисовны сбылась: в небольшом здании на территории школы № 21, где раньше
обучали трактористов, открыли станцию юных натуралистов. Но при этом не было никакого оборудования, только списанные школьные столы и стулья. В двадцати школах района учителя­энтузиасты стали вести кружки (объединения).

– Устраивали праздники, проводили экскурсии в природу своего района и удивлялись, что так мало знаем, – рассказывает Ольга Борисовна. – По инициативе общества охраны природы утвердили участок побережья Азовского моря – микрозаказник Подмаячное – памятником природы местного значения.

Знаний о природе своего района явно не хватало. Для учителей и педагогов стали проводить семинары, практические занятия, собирали гербарии, определяли птиц, насекомых. Оформили Красную тетрадь растений Темрюкского района, фотоатлас грибов.

В 1990 году на краевом семинаре по экологии Ольга Борисовна познакомилась со Светланой Анатольевной Литвинской, которая восторженно рассказывала о природе Таманского полуострова. Ольга Борисовна пригласила её провести практику со студентами в станице Голубицкой. До сих пор поддерживает связь с С.А. Литвинской,  ныне  профессором, деканом факультета природопользования Краснодарского государственного университета, а также доцентом С.П. Лозовым. Они пригласили в Темрюкский район учёных Московского государственного университета. Ежегодно летом в станицу Голубицкую приезжают научные сотрудники, и Ольга Борисовна и её муж Григорий Иосифович в качестве фотографа принимают участие в экспедициях по району.

После выхода на пенсию основательно занялась методической работой на станции юннатов. Директором станции много лет была её ученица Ирина Ивановна Романова, с которой у них полное понимание. Это по её инициативе в районе создано экологическое научное общество учащихся.

Идея создать при станции юннатов музей природы Таманского полуострова возникла в 1998 году, когда станцию переселили в другое здание около церкви. Средств не было, и решили собирать материал: коллекции вулканических пород, минералы, гербарии деревьев, кустарников, травянистых растений, фотографии животных, красивых уголков природы.

– Будем изучать флору и фауну, – предложила Ольга Борисовна. – У нас два моря, внутренние водоёмы (река, лиманы пресные и солёные), кусочки степи, остатки леса по обрывистым берегам Азовского моря и на Дубовом рынке, яркие галофитные луга, непредсказуемые грязевые вулканы в морях и на суше.

Ольга Борисовна поставила цель – работу вести на высоком научном уровне, как тогда говорили, важна научность преподавания. Учёные, с которыми она до сих пор поддерживает связь, привозят
и присылают свои научные труды, очень внимательны к исследовательским работам юннатов. Воспитанники станции принимают активное участие в различных конкурсах, стать дипломантом малой академии наук учащихся Кубани считают за честь.

– В 2017 году выйдет новое издание Красной книги Краснодарского края, – отмечает Ольга Борисовна.
– Как и в предыдущие издания, в неё могут войти наши сведения и фотографии. Помогаю не ради амбиций, а ради общего дела – сохранить природу Тамани. В 2015 году сбылась ещё одна мечта: при станции юннатов открыт зал музея природы, в который переданы наши материалы. Работа в школе научила: «Узнал новое – передай детям».

Наблюдения в природе легли в основу рассказов и сказок Ольги Борисовны – «Путешествие Троповичка по Таманской земле», «Солнышко в бассейне», «Этюды о природе Тамани», книгу «Наш уголок земли». Очень тёплые познавательные истории с иллюстрациями и фотографиями.

По всему краю в 90­е годы при школах создавали экологические тропы. Тогда это было не просто модно, это соответствовало практической части школьной программы по биологии. Для лучшего восприятия детьми окружающей природы и возник тогда образ Троповичка, который ходит по степным тропам вместе со сказочными героями Лесовичком, Гномиком, попадает в подземные вулканы, узнаёт от золотой рыбки о жизни морских обитателей. Хотя герои и их путешествия сказочные, рассказы о растениях, животных, о вулканах настоящие, в основе которых знания, полученные во время походов и экскурсий по Темрюкскому району.

Ольга Борисовна давно на заслуженном отдыхе, но продолжает изучение природы Таманского полуострова. Поддерживает связь со станцией юннатов, где работают её ученики, и по возможности принимает участие в различных мероприятиях. Её материалы о природе и экологических ситуациях в районе и крае можно увидеть на страницах газеты «Нива Кубани» в приложении «Нивушка».

– Второго февраля в календаре – Международный день водно­болотных угодий, – отмечает Ольга Борисовна. – Этот вопрос очень важен для нашего района, ведь водно­болотные территории – это вторые после леса «лёгкие» планеты. Эта тема мне близка, я принимала участие в нескольких экспедициях с учёными из Краснодара и Москвы, когда стоял вопрос о заказнике Рамсарских территорий. Рада, что вопросам экологии сейчас уделяется внимание. Но одними указами делу не поможешь. Посмотрите, в каком уникальном месте мы живём. Все это нужно сохранить, потому что все мы – неотъемлемая часть природы.

 

Тамара Стребкова,  специалист по охране труда и экологической безопасности ООО «Росхимтрейд»:

 – Каждый год жду весны, чтобы поехать на Дубовый рынок. Это мое любимое место отдыха. Особенно красиво здесь в пору цветения акации, боярышника, шиповника. Настоящий райский уголок, куда хочется приехать еще раз. С 1986 года занимаюсь темой экологии. Работала во Всероссийском обществе охраны природы, в отделе экологии администрации Темрюкского района. Вместе с Ольгой Борисовной  Лебедевой исколесили весь Темрюкский район, делали описание памятников природы. Тема экологии всегда актуальна. И от каждого из нас зависит, как мы сохраним нашу уникальную природу для будущих поколений.

Я бы отметила три позиции, на которые нужно особо обратить внимание. Во-первых, вести работу по  сохранению разнообразия наших водоемов – лиманов, моря,  реки;
во-вторых, беречь уголки лесных массивов вдоль водоемов; в-третьих,   уделять больше внимания санитарному состоянию береговой полосы  Азовского  и Черного морей. Помимо того, что эти вопросы должны быть на особом контроле соответствующих служб, необходимо вести экологическую пропаганду и просветительскую работу по защите природы Таманского полуострова. С детского сада приучать детей бережно относиться к каждой травинке, бабочке, дереву. Если с детства приучить ребенка «на природе» убирать за собой мусор, это будут делать и его дети.