Утренняя тревога 22 июня 1941 года стала роковой для нашей страны – началась Великая Отечественная война. Эта дата –
День памяти и скорби по всем погибшим и тем, кто пережил ужасы войны.

 На кладбище в станице Вышестеблиевской есть могила, в которой захоронено семь человек – четыре неизвестных моряка и трое односельчан – жителей станицы, расстрелянных в военные дни.

В редакцию позвонила наша читательница, жительница станицы Вышестеблиевской Александра Михайловна Сесюк, рассказала, что совету ветеранов станицы удалось собрать деньги на установку памятника на месте захоронения моряков и односельчан. Здесь, у памятника, мы узнали историю погибших людей, которая известна жителям благодаря одному чудом выжившему свидетелю.

Война. Горела земля и небо. Со стороны поселка Сенного на Вышестеблиевскую наступали румыны, со стороны Старотитаровской  –
немцы. Местный житель Николай Михайлович Деревенец работал в станице конюхом. Увидел идущих моряков. Они отстали от войск, среди них был тяжело раненный. На территории бригады, где работал Деревенец, был большой окоп. В нем он и спрятал четырех моряков и двух местных жителей – свою соседку – девушку Ефросинью Луговую и ее друга Константина Нечая. Молодые люди очень боялись, что их угонят в Германию. Судьба распорядилась так, что им не суждено было выжить. Нашелся человек, который выдал прятавшихся.

В качестве иллюстрации использовано фото военных лет: моряки бронекатеров Черноморского флота.

На расстрел вывели всех, включая 15­летнего сына конюха – Михаила. Один из моряков закрыл своим телом подростка. Пуля попала в плечо. Миша нашел в себе силы не застонать, иначе добивали прикладом, на пули не тратились. И выжил. Михаил Деревенец, ставший свидетелем жестокой расправы и едва сам не погибший, прожил 65 лет. Умер в 1993 году. Его похоронили рядом с расстрелянными.

Дети Михаила – Иван и Ольга – знают эту историю. Говорят, что отец вспоминал, что по приказу немцев выстрелы производили полицаи. Внук Ваня живет в станице, все время ухаживает за могилой деда и других расстрелянных.

Ольга написала в электронном письме Александре Сесюк, что ее отец Михаил Николаевич не любил вспоминать эту историю. На его глазах после стона добивали отца – конюха Николая Деревенца. Самому было трудно не застонать, ведь был мальчишкой. Когда местных жителей прислали, чтобы захоронить убитых, те обнаружили Михаила живым. Он добрался домой по меже. Старшая сестра Михаила Шура – над ней надругались румыны и ее рассудок не выдержал.

«Мы жили с этой историей. Отец молчал, а как выпивал сто граммов, со скрежетом зубов вспоминал все. Потому что душу разрывало на части от пережитого, – писала Ольга Деревенец.

Он был подростком. Сестра помешалась разумом. Еще одна младшая сестра, и младший брат Леня, который родился перед самой войной, остались на его попечении. Мать их умерла, – рассказывает Ольга.

Того, кто предал, никто не помнит, он сбежал из станицы. Родственники его так и жили в Вышестеблиевской. Когда мне было лет 15, отец ездил в Крым на стрижку овец и видел мужчину, очень похожего на того, кто их выдал. Воспоминания снова захлестнули. Дедушка, неизвестные моряки и наши земляки заслужили память. Раненый моряк был не просто рядовым, а имел звание». 

В беседе Ольга также рассказала, что по мужской линии отца их род происходит от казаков, которые осваивали станицу. Один из прадедов был строитель ­ архитектор. Михаил Николаевич  говорил, что им была построена очень красивая церковь   в станице, где был летний кинотеатр, потом в тридцатые годы ее разрушили.  Им было построено много других административных зданий.

На памятник жертвам предательства – морякам и односельчанам – собирали всем миром. Он установлен на народные деньги. Всеми организационными вопросами занимался инициатор установки – совет ветеранов станицы под председательством Александра Александровича Александровича.

«От всех жителей поселения благодарны совету ветеранов за инициативу, –
говорит глава Вышестеблиевского сельского поселения Пантелей Хаджиди. – Память священна. О расстрелянных моряках и наших односельчанах знают многие станичники. Администрация поддерживала наших активистов, оказывала необходимую помощь. Совет ветеранов своими силами и силами земляков сделал благое дело».

Помогали предприниматели, депутаты. Деньги присылали земляки, которые на сегодняшний день живут в Санкт­Петербурге, Москве, Новочеркасске и других городах России. Каждый помогал, чем может. Рядом с памятником установлен якорь, который передал совету ветеранов известный моряк, депутат районного Совета Валерий Маляр. Сегодня, 22 июня, жители приходят сюда, чтобы почтить память погибших.