Продолжаем серию публикаций о природе Таманского полуострова. Ведущая рубрики Ольга Борисовна Лебедева, краевед, основатель станции юннатов в Темрюкском районе, автор книг о природе.

Карабетова сопка – самый крупный грязевой вулкан на Таманском полуострове. Тот, кто впервые попадает на Карабетку, задаётся вопросом: что здесь такое необычное, что её называют памятником природы?

Давайте разберёмся. Располагается вулкан в четырех километрах к востоку от станицы Тамань. Высота его 152 метра. Это сильно усечённый конус, вершинная поверхность, кратерное плато имеют вид овала и вытянуто с юго-запада на северо-восток на 1380 метров,  ширина кратерного поля составляет 860 метров. На поверхности сопки можно встретить разнообразные проявления грязевулканической деятельности. Здесь есть: конусы, потоки грязи, лунные ландшафты, котлованы, озёра, поросшие тростником.

Извержения Карабетки наблюдались в 1794, в 1818, в 1856 годах. В 20-м веке зафиксированы крупные  извержения в 1968, в 1984 годах. Извержение 2001 года произошло 6 мая и сопровождалось сильным гулом, выбросами пламени, столба дыма и пыли  высотой до 100 метров. В результате на месте извержения образовался кратер диаметром более 15 метров, заполненный вязкими глинами серого цвета с голубоватым оттенком. Извержение сопровождалось горением газа метана.

Для Карабетки характерно изменение газового состава во времени, то выделяется только метан, то метан и углекислый газ. Извергающаяся грязь тоже бывает разная по цвету и составу. Всё зависит, из каких глубин она выбрасывается. По словам геолога И.Н. Гусакова, извержение приравнивалось к 6-7-балльному землетрясению, а спекшаяся глина в виде обломков от 2 куб.см до 3 кубометров разлеталась на 230 метров. Предположительно, что очаг расположен на глубине до 800 метров.

Температура взрыва была настолько высокой, что выброшенная глина превращалась в  спекшиеся куски красного и чёрного цвета. Специалисты обнаружили в вулканической грязи сопки запасы буры в 115 тысяч тонн. После некоторых извержений остаются огромные белые поля, на отдельных участках можно увидеть окаменевшие остатки флоры и фауны.

Исследуя состав вулканической грязи Карабетовой горы, специалисты пришли к выводу, что она обладает высокими бальнеологическими свойствами. В настоящее время сопка продолжает извергаться то в одном, то в другом  месте, грязь вытекает медленно и спокойно. Вулкан отдыхает.

Подъездов к сопке много, но удобного для туристического автобуса нет ни одного. В конце июля 1998 мы в составе экспедиции учёных и студентов Кубанского государственного университета впервые  обследовали  Карабетку. Среди учёных были геоботаник, геолог, энтомолог, генетик и даже художник.

Разбившись на три группы, мы зашли на сопку с трёх сторон: одни со стороны самой высокой сопки Комендантской, другие – со стороны фермы, третьи – с центра. Затем, собравшись вместе на вершине, делились находками и впечатлениями. Вот тогда мы и назвали её многогранная Карабетка. С тех пор прошло много лет. Мы бывали на сопке в разное время года и всегда находили что-то новое и интересное. Об этом свидетельствуют записи в полевых дневниках.

Каждый раз при приближении к самому большому озеру, которое  возникло на месте прошлых извержений, мы видели пару взлетающих журавлей. Орнитологи, посещающие сопку, видели кроме серых журавлей журавля красавку, дрофу, на пролёте бывает стрепет, из-за выпаса коз и овец редко бывают коростель и перепела. Небольшие озёра, поросшие тростником, дают приют куликам (чибисам, травникам, ходулочникам). Кстати, в  конце мая этого года на горе Гнилая нас отвлекал от гнезда ходулочник, исполняя песню, он стоял перед нами и пел. Мы тоже остановились и засняли его. На Карабетке у кратерных озёр наблюдали уток (крякву, пеганок, черноголовую чернеть). Гнездятся или бывают на кормёжке жаворонок полевой, каменки, пустельга, канюк, кобчик. Довольно часто прилетают чайки хохотуньи.

Среди названных птиц, посещающих вулкан, в Красную книгу занесены: журавль серый и красавка, ходулочник, пеганка, дрофа, чайка хохотунья.

Энтомологи, посещающие сопку, увидели на Карабетке редких жуков и бабочек, например, занесённую в Красную книгу России бабочку зорьку Эуфем.

Есть чему удивиться на Карабетке  и скромному ботанику. На такой бедной почве встречаются низкорослые степные виды: овсяница, шалфей, несколько видов полыни, луковичные растения (мускари, пролеска осенняя). В конце апреля – начале мая для любителей флоры открывается мир интересных эфемерных низкорослых растений. Целые поляны мышехвостника, подорожника тонколистного, лютика бокоцветного, валерианиц, веснянок, высота которых едва достигает 3-5 см, радуют исследователя. На южном склоне, нетронутым извержением, цветут в разные сроки краснокнижные виды: бельвалия сарматская и ковыль перистый. В майские дни ковыль перистый делает западные склоны Карабетки седыми и подвижными на ветру и трудно оторвать взгляд от этого великолепия. На сопке можно встретить  большое количество злаков, среди которых высокий пырей ковылелистный, а бобовые в виде вик (горошков) и чин украшают разноцветьем эти склоны.

Нам казалось, что видовой состав сопки мы изучили основательно, но каково было удивление, когда один ученый из Биосферного заповедника сообщил, что, будучи в Тамани  на Карабетке, он нашёл краснокнижный вид тюльпана – тюльпан двуцветковый. И это опять позвало нас  в конце марта на сопку. Как же хорошо, что природа умудряется где-нибудь спрятать свои виды от расхищения, а ведь об этом виде указывал в своей работе «К познанию растительности Таманского полуострова» в 1927 году наш земляк, основатель Краснодарского дендрария, профессор Кубанского сельскохозяйственного института Иван Сергеевич Косенко.

Сопка Карабетка  интересна и палеонтологам. Ведь после извержений и после размыва дождями здесь можно увидеть куски окаменевшей древесины и раковины моллюсков, выброшенных с больших глубин. Есть здесь что зарисовать и заснять художнику и фотографу.

Карабетова сопка по праву заслужила быть памятником природы. Она утверждена памятником природы Краснодарского края в 1988 году.

Ольга Лебедева.

Фото Г. Лебедева.