13 сентября 2017 года исполняется 80 лет со дня образования Краснодарского края. Главное богатство края – это люди. Они пережили страшную войну и тяжелые послевоенные годы. Несмотря на трудности и испытания большинство из них сумели крепко встать на ноги, достойно пройти свой жизненный и трудовой путь, воспитать детей и внуков. Сегодня мы рассказываем о людях, кто помогал нашему краю расцветать, становиться лучше и краше, своим трудом снискал славу и величие Кубани.

 

Федор Данилович и Тамара Степановна Озивские. Фото Нелли Тютюник, «ТАМАНЬ»

 

Коллектив Темрюкского цеха Афипского КПП. Апрель 1985 года. Фото  из семейного альбома.

22 июля – юбилейный день рождения у ровесника края, темрючанина Федора Даниловича Озивского. Под его руководством трудился коллектив Темрюкского участка Афипского комбината промышленных предприятий. Занимались производством столярных и железобетонных изделий. Участвовали в строительстве жилых домов, производственных зданий, школ, больницы, поликлиники и многих других объектов не только Темрюкского района, но и всего Краснодарского края.

 – Помню, как строилась школа № 20 в поселке Красный Октябрь, – рассказывает Федор Данилович. – За короткий срок нужно было сделать огромный объем столярки, а заказ получили только в июле. Работали и в выходные, чтобы успеть открыть школу к первому сентября.

Федор Данилович на заслуженном отдыхе. Вместе с супругой Тамарой Степановной живут в собственном доме на тихой улице в Темрюке, разводят цветы, возятся в огороде, радуются успехам детей и внуков. Старший сын Юрий руководит энерго-сетевой компанией в Краснодаре, младший сын Роман – настоятель Свято-Тихоновского храма в хуторе Коржевском. У Федора Даниловича и Тамары Степановны семь внуков.

Любовь к дереву мастер сохранил на всю жизнь. В своем доме всю столярку делал своими руками. Мебель собственного производства: антресоли, шкафы, кровать, стол, табуреты, скамья в саду и многое другое. На стенах много семейных фотографий в деревянных рамках. Как знаток столярного дела помогал сыну при строительстве Свято-Тихоновского храма в хуторе Коржевском.

– Вместе с краем праздную 80-летие, – говорит юбиляр. – В жизни столько событий произошло, роман можно написать.

Родом Федор Данилович из Славянска-на-Кубани. В семье было девять детей, самый младший родился в феврале 1941 года, мать умерла во время родов. Забота о семье легла на плечи отца, колхозного кузнеца. Через время его призвали на фронт, старшая восемнадцатилетняя сестра заменила детям и мать, и отца.

Во время оккупации в хате Озивских поселился немецкий офицер. Повезло, что не выгнал детей из дома. Федор Данилович плохо помнит события военных лет, мал был еще. Врезалось в память, как сестру старшую нашли в колодце. О том, что с ней произошло, можно только догадываться. После войны отец вернулся домой с новой женой, у нее было трое детей. Семья стала еще больше. Так у Елены, Веры, Меланьи, Дмитрия, Раисы, Федора, Виктора появились еще три сестры: Валентина, Антонина, Раиса.

Послевоенное время было очередным испытанием. Голодали, ходили в поле в поисках еды. Но сначала нужно было пройти через мост через реку Протока. Тогда он был деревянный. Между досками были большие щели, через которые видно было воду. Федор панически боялся идти по шаткому мосту, для надежности преодолевал это расстояние на четвереньках.

 – В поле рос какой-то высокий бурьян, называли его «корешки», на вкус был сладковатый, – вспоминает Федор Данилович. – Верхнюю часть чистили и ели, остатки – на дрова для печи. По улицам шел непрерывный поток голодных людей за спасительными «корешками».

Мать вместе с другими женщинами пешком отправлялась в Темрюк в надежде обменять несколько баночек кукурузы на свежую рыбу. За длительный путь из пяти судаков, которые давали рыбаки, приносили всего два. Ноша была тяжелая, сил мало, и по пути просто оставляли рыбу на земле. После уборки на колхозном поле собирали оставшиеся зернышки.

Надеть было нечего. Федор Данилович зимой в школу ходил в ботинках на босу ногу. Однажды был очень сильный мороз, ноги так замерзли, что Федор снял ботинки и побежал домой босиком. Сестры отогревали ему ноги горячей водой. Как ни тяжела была жизнь, собирались в праздники и пели любимые песни.

Трудилась вся большая семья Озивских в колхозе. Зарплату давали два раза в год. За трудодни в аванс получали зерно, масло подсолнечное, рис, вино. Бывало так, что по итогам года люди оставались в долгу у колхоза. Работали и на своем приусадебном участке, держали скот. Рано утром нужно было отогнать скотину в поле. Это входило в обязанности Федора. Вставать не хотелось. Достаточно было строгого отцовского взгляда, сон как рукой снимало.

– До сих пор не люблю Новый год, – рассказывает Федор Данилович. – На школьной новогодней елке детям давали подарки, на которые родители сдавали деньги. У наших родителей не было такой возможности.

Спасибо матери, которая настояла, чтобы старший брат поехал учиться в Новороссийск. Отец был против. Потом и Федор поехал к брату, а затем поступил в строительный техникум в Краснодаре. Там научился столярному делу. Душа прикипела к этому ремеслу. Вырос в степи, а всю жизнь работал с деревом.

– От каждой дощечки исходит тепло, – говорит мастер. – Каждая древесина пахнет по-особенному. С таким материалом приятно работать. Сейчас мода на пластиковые окна, предпочитаю дерево, окна в моем доме стоят деревянные.

В Краснодаре встретил свою «ясочку» – жену Тамару. В 1968 году приехал с семьей в Темрюк по направлению Афипского комбината промышленных предприятий. В Темрюке был филиал комбината, работал начальником Темрюкского участка, жена – лаборантом.

Заказов было много. Изготавливали окна, двери, плинтуса, наличники, бетонные блоки для фундамента и многое другое.

Лес приходил вагонами. Пилорамы только успевали перенастраивать: то половая доска, то брус на столярку. Кто не знал в Темрюке Даниловича? Обращались в дерево-
обрабатывающий цех на берегу Кубани по разным вопросам: машину дров выписать или реечки на дачу помидоры подвязать. Мастеров Темрюкского участка Афипского КПП знал весь район. Среди них Михаил Мефодьевич Литвиненко, Леонид Григорьевич Петрищев, Михаил Анатольевич Шапарь и другие.

Коллектив был как одна семья. Вместе работали, вместе отдыхали. Если машина шла в Краснодар, составляли список, кому что купить из продуктов. Всегда Федор Данилович беспокоился обо всех, как было принято в его семье.

 – Родители были строгие, справедливые и трудолюбивые, – говорит Федор Данилович. – Такими и нас воспитали. Случись у кого беда, сразу собираемся вместе: сестры, братья, племянники. Решаем, как можно помочь. И мне помогли не однажды. Это семейные ценности, которые ни за какие деньги не купишь. На мой юбилей собирается вся родня – дорогие и близкие моему сердцу люди. С ними связана моя жизнь и жизнь всего Краснодарского края.