1969 год. Территория консервного завода, вид с реки Кубань.

Фотографии наводнения 1969 года из фонда архивного отдела администрации муниципального образования Темрюкский район можно посмотреть в наших группах в соцсетях.

ВКонтакте: https://vk.com/tamannews?z=album-18607408_248516838

Одноклассники: https://ok.ru/tamannews/album/860390463561

 Со дня урагана в Темрюке 28 октября 1969 года минуло 48 лет. Практически каждый день мы слышим в новостях о природных стихиях в разных уголках планеты – цунами, пожары, смерчи, землетрясения, ураганы… Люди покорили космос, изобрели гениальные вещи, но так и остались, в большинстве случаев, бессильны перед сюрпризами природы. Стихия зачастую приходит внезапно и навсегда меняет судьбы людей. Жители района помнят эту страшную ночь. Нагонная волна смыла с лица земли целые поселки и унесла жизни людей. Воспоминания до сих пор тревожат сердца тех, кто родился и вырос в поселках, которые смыло водой. Таисия Алексеевна Кванте жила на Перекопке до 1963 года. Много лет она возглавляла районный архив. Таисия Алексеевна делится своими воспоминаниями о событиях 1969 года.

Память сердца

И вновь сердце мое обращается к берегу моего детства – Перекопке. Пока еще живы те, кто причастен к ней, будет звучать в их сердцах и на печатных страницах боль о кусочке Азовского моря, на котором с довоенных времен и до 29 октября 1969 года располагался рыболовецкий поселок Перекопка. Море – это непредсказуемое природное явление. О частых нагонных волнах на побережье Азовского моря предоставлял информацию кандидат биологических наук Анатолий Беляков на страницах газеты «Тамань» в 2013 году «Волна приходит неожиданно». Люди, жившие на побережье, привыкли к таким явлениям. Были маленькие подтопления, когда во дворах хат плавала домашняя утварь и побольше, как в октябре 1963 года. И, наконец, в ночь с 28 на 29 октября 1969 года разбушевавшаяся морская стихия завершила свое злостное дело и смыла с таманской земли поселки Перекопка, Вербино, Чайкино и подтопила окраины города Темрюка.

Тогда об этом трагическом событии оповещение в газетах было очень краткое. Об ущербе и человеческих жертвах в те времена в средствах массовой информации редко писали. И лишь в архиве хранятся документы со списком пострадавших от наводнения 28-29 октября 1969 года и мерах, которые принимались по ликвидации стихийного бедствия.

Вернемся к событиям тех дней. Вечером 28 октября на территории района внезапно начался ураганный ветер вместе с ливневым дождем, который все больше усиливался и продолжался всю ночь. Под действием урагана, идущего с моря на сушу, образовался большой подъем воды на Азовском побережье. Разбушевавшееся море несло смертельную угрозу.

В поселке Перекопка люди бежали к единственному двухэтажному дому, чтобы спастись. И кому удалось добежать, тот пережил эту страшную ночь. Остальные были унесены волной в лиман и плыли, кто на чем, живые и мертвые, и ушедшие на дно. Утро наступило тихое. Прибрежных поселков Перекопка, Чайкино, Вербино уже не было… Останки разрушенных построек в поселках, плавающие обломки строений, утварь тянулись по лиману до самой станицы Курчанской. И люди на плывущих крышах, досках – живые и мертвые. Спасатели на военных вездеходах, лодках, вертолетах поднимали чуть живых людей и тех, кто уже не дышал. Живых размещали в Темрюкской школе-интернате, в общежитии швейной фабрики. А мертвых свозили на стадион… И еще долго над лиманом кружились вертолеты в поисках погибших. И не всех, замуленных лиманным илом, удалось поднять на землю.

Это были трагические дни в Темрюкском районе. Стихия нанесла большой ущерб народному хозяйству города и района, отдельным жителям и лишила самого ценного – жизней человеческих. Территория более 150 квадратных километров оказалась под водой. Водяной вал морской воды высотой 2,5-3 метра полностью разрушил здания школ, больниц, магазинов, бригад, жилые дома поселков Вербино, Перекопка, Чайкино, сильно разрушен поселок Замосты и коса Пересыпь. Ураганным ветром нанесен также большой ущерб и другим населенным пунктам района от разрушений зданий и сооружений.

Общий ущерб по району определялся в сумме около 20 млн. рублей. Немедленно созданная районная комиссия во главе с председателем райисполкома Бортком Б.А. совместно с представителями районных партийных, советских и хозяйственных организаций принимала экстренные меры по быстрейшей ликвидации последствий стихии. Оказывалась всесторонняя и неотложная помощь населению. Было организовано общественное питание пострадавшим, обеспечено бесперебойное снабжение населения хлебом и другими продуктами первой необходимости. Восстанавливалось электроэнергетическое хозяйство района, телефонно-телеграфная связь, радио, транспортное сообщение. На государственном уровне решался вопрос о застройке города Темрюка новыми многоэтажными домами для заселения их людьми, оставшимися в наводнение без крова. Появилась и новая улица Садовая, застроенная в основном этими же людьми.

Старшее поколение, жившее в этих затонувших поселках, уже не с нами. Остались те, кто был помоложе, да и им сейчас под 70-80 лет. Но память жива в сердцах очевидцев и их детей, в старых фотографиях, с которых смотрят лица людей 50-х годов прошлого столетия, живших на побережье Азовского моря. Публикуемые в газете «Тамань» статьи и фотографии о поселках Перекопка, Вербино находят широкий эмоциональный отклик у темрючан. На фотографиях они узнают своих родных и знакомых. И со слезами на глазах вспоминают о прошлой жизни в этих поселках, пересылают газеты со статьями и фото своим родным в другие города.

Вот такова память. Память сердца, память, запечатленная в документах, память в новых домах и улицах, напоминающих о событиях. А еще память хранится в архиве. Архивы – это хранилище истории, документов. Проработав много лет в архивном отделе администрации муниципального образования Темрюкский район, автору этих строк довелось всесторонне изучить документы архивного фонда Темрюкского района. И среди них особое место в сердце занимают документы, касающиеся наводнения 1969 года. Это решения исполнительных комитетов Темрюкского городского и районного Советов депутатов трудящихся за 1969-1970 годы о ликвидации последствий наводнения: об исключении из учетных данных населенных пунктов Вербино, Перекопка и Чайкино Темрюкского городского Совета; о закрытии начальных школ № 31 п.Вербино и № 29 п.Перекопка; акты обследования пострадавших поселков и окраины города Темрюка; об оказании материальной помощи пострадавшим людям от наводнения; о застройке жилыми многоэтажными домами ул. Ленина и другие решения, направленные на ликвидацию стихийного бедствия. Отдельное архивное дело имеется о пострадавших людях, их списочный состав, в котором графы: утонул; жив; где проживает. Фотодокументы смытых водой поселков, Темрюкского порта, поселка Замосты, снятые на другой день после наводнения. Газетные статьи, опубликованные спустя много лет после наводнения и призывающие нас помнить. Все это читать, смотреть без боли в сердце невозможно.

Перекопка – это еще и моя малая Родина. Мама моя с шестерыми детьми проживала на Перекопке с 1947 года. Я родилась среди моря и лимана, училась в начальной школе № 29. А в 1963 году наш домик был разрушен подтоплением. Поэтому, читая список людей, пострадавших в стихию 1969 года, я каждого из них видела перед своими глазами, знала поименно. Но ведь погибли в ту роковую ночь не только местные жители и рыбаки. Октябрь – это еще время рыбалки и охоты. И много на побережье в то время было приезжих. На кладбище в определенном месте похоронены утонувшие в стихию. Встречаются на надгробиях и таблички «Неизвестен. Утонул в наводнение 1969 года». Кто вспомнит их, кроме нас? Да, еще раз хочется сказать, что память – это святое дело живых.

В статье «Берег моего детства», опубликованной в газете «Тамань» в июле 2013 года, были строки об установке памятного знака – камня погибшим в стихию 1969 года людям и смытым водой поселкам Вербино, Перекопка, Чайкино. Но так эти слова и остались риторическими. Хочется надеяться, что с помощью очевидцев октябрьского дня 1969 года, их детей, щедрых таманских спонсоров и всех, кому дорога память, соберутся денежные средства на установку памятного знака – камня.

29 октября 2019 года исполнится 50 лет со дня наводнения. И в этот день темрючане должны собраться в знаковом месте, поклониться ему и вспомнить тех, кто не допел свою песню и слился с морской пучиной. Вспомнить родные поселки, где прошла жизнь хороших людей. Вспомнить начальные школы, в которых учились дети.

Вспомнить то, что не забывается…

Таисия Кванте (Леошко), 

член Темрюкского отделения Российского общества

 

 историков-архивистов.

При подготовке статьи  использовались архивные  документы.

Мнение эксперта

Память об этих событиях жива в народе. Но усвоены ли уроки, преподнесенные природой. Мы видим, как активно застраивается побережье Азова. Вопреки всем опасениям. Что же делается сегодня для того, чтобы избежать повторения трагических событий? Комментирует председатель постоянной комиссии Совета Темрюкского городского поселения по вопросам агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды, рационального использования земли, кандидат биологических наук Анатолий Беляков.

– В 2014 году на весенней сессии Совета Темрюкского городского поселения обсуждали факты формирования и воздействия сгонно­нагонной волны на береговые объекты по Азовскому морю и Темрюкскому заливу. По решению сессии было отправлено письмо Министру природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донскому с подробной информацией о данном природном явлении, – рассказал нам Анатолий Беляков. – В полученном ответе, подписанном директором Департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Г.А. Ватлецовым, говорится, что Минприроды России направило наше обращение в Росприроднадзор для учета и использования в работе в случае проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня проектной документации строительства объектов в порту Темрюк и в прибрежной зоне залива. В письме также сообщается, что Минприроды России дало поручение Росгидромету подготовить и направить в Росприроднадзор обработанную информацию о сгонно­нагонных, сезонных и годовых колебаниях уровней моря для Темрюкского залива».

Анатолий Беляков подчеркивает, что, к сожалению, образование нагонных волн не всегда учитывается и рассматривается в материалах ОВОС при строительстве объектов в порту Темрюк и в прибрежной зоне залива. Отсутствие научно­обоснованной оценки данного природного явления уполномоченными государственными органами, особенно на фоне катастроф в городе Крымске и в других регионах страны, формирует у жителей и участников общественных слушаний отрицательные эмоции.

 – Я уже обращал внимание на то, что всестороннее изучение проектных решений планируемых к строительству и реконструкции объектов в порту Темрюк и на побережье Темрюкского залива необходимо начинать с анализа технического задания на проектные работы, – говорит Анатолий Анатольевич. Это позволит своевременно и объективно проводить оценку ущерба (вреда) здоровью человека от воздействия особо опасных явлений и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приведет к разработке наиболее эффективных природоохранных мероприятий. При строительстве жилых помещений в зоне возможного затопления административным органам необходимо разработать дополнительный регламент и выдавать техусловия на стадии предпроектных работ, которые обеспечат безопасную эксплуатацию строений и не допустят гибели людей и масштабных разрушений.