В районной службе скорой помощи трудятся 147 человек. Это врачи, фельдшеры, водители, санитарки.  Невозможно собрать медиков одновременно и сделать фото всего коллектива.  В диспетчерской постоянно раздаются  звонки с просьбой о помощи. Бригады мгновенно отправляются на вызовы спасать жизни людей. Круглосуточно в любую погоду 6­8 бригад  мчатся в разные населенные пункты Тамани для оказания экстренной медицинской помощи, когда дорога каждая минута. Выходных и праздничных дней у скорой не бывает: мы не застрахованы от болезней и несчастных случаев.   Фото Нелли  Тютюник, «ТАМАНЬ».

В предыдущем номере мы сообщали о том, что служба скорой медицинской помощи Темрюкского района пополнилась двумя новыми автомобилями. Год начался с такой хорошей новости. О буднях и проблемах рассказывает заведующий Темрюкской станцией скорой медицинской помощи Бадма
Очиров.

– Бадма Григорьевич, несколько месяцев возглавляете службу скорой помощи Темрюкского района. Расскажите о себе, как оказались на Тамани?

Мне 35 лет. Родился в городе Элиста Республики Калмыкия. Детство и юность прошли в небольшом степном поселке Ики-Бурул. После школы поступил в медицинский колледж на фельдшерское отделение. Получил среднее специальное образование. Потом решил, что способен на большее и поступил в Астраханскую Государственную Медицинскую Академию.

– Где набирались медицинского опыта?

Прошел все ступени своей профессии. На первом курсе медколледжа в 1999 году устроился санитаром в отделение пульмонологии. Убирал, мыл полы, ухаживал за бабушками, дедушками, лежачими пациентами, помогал медсёстрам ставить уколы, капельницы и т.д. После второго курса меня взяли медбратом, после третьего – фельдшером. Получил сертификат и стал работать в отделении реанимации. Поступив в Медакадемию, с первого курса начал подрабатывать в скорой помощи в Астрахани. С дипломом доктора вернулся в Элисту на станцию скорой помощи, где работал до 2012 года. Летом 2012 года заключил контракт с Минздравом по программе «Земский доктор» и поехал работать в поселок Яшкуль. Совмещал основную работу с дежурствами на скорой. Отработал по контракту и приехал в Темрюкский район по приглашению.

– После Калмыкии опять попали в степной район, только теперь уже кубанский, с двумя морями. Как узнали, что нам нужны доктора? Представляли, где находится Темрюкский район?

По своей профессии приходится постоянно что-то читать, искать информацию, с кем-то связываться из коллег медицинских кругов. В одной из групп социальных сетей, которая объединяет работников скорой помощи, увидел объявление, что в Темрюкский район приглашают врачей и фельдшеров скорой помощи. Географию в школе изучал, поэтому хорошо знал месторасположение района. Связался с человеком, который разместил объявление. Это был Евгений Чичёв, заведующий отделением скорой помощи в станице Тамань. Он рассказал, что действительно в районе не хватает специалистов, администрация района компенсирует оплату за съем жилья. Я все взвесил и решил поехать летом на Тамань в разведку: отдохнуть и подработать на скорой, чтобы оправдать расходы за проезд. У меня есть опыт подработок на скорой в Москве, Санкт-Петербурге, других городах. Заключил месячный контракт, мне предоставили жилье в поселке Веселовка на берегу Черного моря. Сутки дежурил на скорой, а в дни отдыха купался в море. Познакомился с докторами, фельдшерами, врачами Темрюкской больницы. Коллектив понравился. Решил остаться в Темрюкском районе.

– Служба скорой медицинской помощи – сложный участок работы, тем более что кадров не хватает, жалобы от населения. Сейчас в поселениях района проходят открытые сессии, на которых поднимаются вопросы медицинского обслуживания, в том числе опозданий скорой помощи на вызовы.

По-прежнему нужны кадры. Приглашаем на работу докторов и фельдшеров скорой помощи, зарплата достойная, администрация района компенсирует оплату за съем жилья, предоставляются земельные участки под строительство, служебное жилье, выплаты по программе «Земский доктор».

Проблемы есть. По штату на район полагается 13 бригад, в реалии в сутки на вызовы выезжают в среднем 6-8 бригад. Фельдшерам и врачам приходится работать на полторы ставки. Катастрофически не хватает кадров: 18 ставок врачей, а в наличии всего семь докторов, аналогичная ситуация с фельдшерами. Но ведь каждому это не будешь объяснять. При нехватке кадров нереально уложиться в стандарт, потому бригады приезжают позже. Бывают ситуации, когда одновременно поступают несколько вызовов. Например, у пожилого человека с хронической гипертонией повысилось давление, и тут же звонок о ДТП. Куда отправите машину в первую очередь? Конечно же, на ДТП, где пострадавшим нужно оказывать экстренную медицинскую помощь. А человек с хроническим заболеванием – это вызов 4-й категории, может принять лекарство, прилечь, отдохнуть и ждать доктора.

В этом году на замену старым получили два новых автомобиля, сейчас идет процесс оформления документов, и скоро они выйдут на линию. Пора менять еще четыре.

– Как обеспечена скорая лекарствами?

Есть все необходимое для оказания медицинской помощи.

– В каждом номере газеты даем сводку о вызовах скорой за неделю, в которой сообщаем количество доставок в стационар, пострадавших в ДТП, безрезультатных вызовах. Прокомментируйте, пожалуйста, почему возникают так называемые безрезультатные вызовы?

Читаю в прошлом номере: 32 безрезультатных вызова за семь дней. Эту цифру умножаем на стоимость одного вызова, который обходится почти в 3000 рублей. Оплату за эти безрезультатные вызовы не получим. Это случаи, когда вызов на станции приняли. Бригада приехала, а пациенту стало лучше, и скорая медицинская помощь уже не нужна, или, не дождавшись скорой, самостоятельно поехали в лечебное учреждение, а вызов скорой не отменили. А бывает и так, что приехали к пожилому человеку, а тот говорит, что нужно срочно вкрутить лампочку, а то в коридоре темно.

Получается, что кто-то по своей прихоти не захотел пойти на прием к доктору в поликлинику, а кто-то, кому действительно необходима помощь, не получил ее вовремя. Напомню, что скорая помощь призвана решать вопросы оказания экстренной медицинской помощи, а не поликлиники на колесах.

– Ведете мониторинг вызовов по заболеваемости?

По моей личной статистике, с каждым годом увеличивается количество пациентов с сердечно-сосудистой патологией, даже несмотря на успехи мировой и российской медицины. В первую очередь, это связано с образом жизни: неправильное питание, малоподвижный образ жизни, курение, алкоголь.

Сейчас, как всегда по всему миру, возросло количество ОРВИ, из 100 вызовов примерно 20-30% – тонзиллиты, бронхиты, 40-60% вызовов приходится на обострения хронических заболеваний различной патологии сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, а также различные травмы. В новогоднюю ночь не обошлось без травм от петард – два случая ожога глаз.

– Уже подружились с нашими травматологами? Куда отправляете пациентов при сложных травмах?

Частенько доставляем в травмпункт районной больницы пациентов. Сразу вспоминаю 25 августа 2017 года. В тот день после суточной смены в ст.Тамань я пересдал дежурство другой бригаде, и через некоторое время поступило сообщение от диспетчера ЦДС о трагедии на пирсе в поселке Волна. Заступившая бригада отправилась на место происшествия. Вместе с Евгением Чичёвым поехал следом за бригадой. В итоге с водителем В.В. Полтораченко забрали двоих тяжело пострадавших с места происшествия, и живыми в стабилизированном состоянии довезли их до травмпункта Темрюкской больницы. Потом за ними прибыла санавиация из Краснодара. Думаю, многим известно об этой трагедии. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех своих коллег, участвовавших в тот момент в ликвидации последствий той страшной аварии, унесшей столько жизней.  А семьям и близким погибших принести свои соболезнования по поводу утраты.

– У каждого доктора есть запоминающиеся случаи из практики.

На скорой каждое дежурство что-то происходит, и каждый случай по-своему весом, грань провести сложно. Один давний случай врезался в память.

Тогда только устроился в скорую помощь в Элисте. Поступил вызов о ДТП: «КамАЗ» столкнулся с мотоциклом с люлькой. Срочно выехали на место. Как выяснилось, в мотоцикле ехала семья. Мужчина погиб сразу. Женщина лежала на земле, прижав к себе какой-то сверток, что-то причитала, плакала, кого-то звала по имени. Подошел к ней, чтобы осмотреть ее, попытался взять сверток из рук, она начала забирать. В одеяло был завернут ребенок. Приоткрыл краешек, посмотреть, что с малышом, и застыл. Помочь ему уже было нечем: часть черепа была снесена, осталось лишь лицо. Малышу было 6-7 месяцев. Женщину доставили в больницу живой, с многочисленными травмами, переломами. Потом интересовался ее состоянием. Около двух месяцев она находилась в больнице. До сих пор этот случай у меня перед глазами.

– Вы были в кинотеатре «Тамань» на премьере фильма «Аритмия» о работе скорой помощи. Фильм получил высокие награды на профессиональных конкурсах. Удалось режиссеру, по Вашему мнению, передать специфику работы скорой?

Скажу честно: фильм не понравился. Мои коллеги представлены как асоциальные личности – бунтари и алкоголики. Возможно, показать нетипичный образ – это фишка режиссера. Потому фильм и получил премии.

– Чем занимаетесь в свободное время?

Читаю. Эту привычку сохранил с детства. Мама – учитель русского языка и литературы. В доме была большая библиотека. Только что прочитал книгу Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Впечатлила. У меня нет предпочтения какому-то одному жанру. Если с первых страниц заинтересовал сюжет, то читаю до конца. С детства занимаюсь спортом. По утрам делаю физзарядку. Советую всем утро начинать с лёгких физических упражнений и вести здоровый образ жизни.

Интервью взяла Нелли Тютюник.