Одной из важных и перспективных отраслей экономики Тамани является портовая деятельность. За последние годы порты Темрюкского района достигли определенных результатов по увеличению грузооборота. В октябре будет шесть лет, как коллектив Таманского филиала ФГУП «Росморпорт» вносит свой вклад в развитие портовой индустрии России. В этом году исполняется 200 лет транспортному ведомству, в состав которого входит это предприятие. О задачах и перспективах рассказывает директор Таманского филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Якушев.

– Сергей Николаевич, какова роль Таманского филиала ФГУП «Росморпорт» в транспортной системе России?

– Особое внимание в России сейчас уделяется развитию южных портов Темрюк, Кавказ, Тамань, расположенных на территории Темрюкского района. Только за последние годы государство и частные компании в 5 раз увеличили капиталовложения в развитие портов Тамани. С ростом объема грузопотока и расширения спектра грузов на Таманский филиал возложены задачи по обеспечению необходимого уровня безопасного мореплавания в зоне ответственности. Совершенствуются средства навигационного обеспечения в портах и на подходах к ним. Устанавливается оборудование, отвечающее самым высоким требованиям безопасности мореплавания. В январе этого года в порту Кавказ введено в эксплуатацию новое здание Центра управления движения судов. Новейшее оборудование, которое здесь установлено, позволяет повысить безопасность в этом регионе, расширить зону контроля СУДС. В перспективе этот центр войдет в региональную систему управления движения судов (СУДС) от Таганрога до Сочи. В этом здании разместилась служба капитана порта, лоцманы, диспетчеры, инспекция государственного портового контроля. В результате расширения международной торговли идет процесс преобразования мировой экономики в единую систему. Соответственно происходит интеграция деятельности в области перевозок в мировом масштабе. Порты Тамани становятся частью этой огромной, изменяющейся системы. Поэтому одной из приоритетных задач развития морского транспорта является конкурентоспособность, от чего будет зависеть и развитие всей российской экономики.

– В рамках реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», рассчитанной до 2010 года, портам Тамани отведено большое экономическое и международное значение. Что изменилось в портах Темрюкского района за последние годы?

– В порту Кавказ проведена реконструкция двух причалов, что позволило принимать суда длиной до 150 метров, построено и введено в эксплуатацию новое здание СУДС. Ведутся дноуглубительные работы. Большой объем работ проведен в порту Кавказ. В сентябре 2004 года возобновлено железнодорожное паромное сообщение между Россией и Украиной: порт Кавказ – порт Крым. Жители района помнят те времена, когда в соседнюю Керчь ездили за продуктами, торговали в Крыму таманскими овощами и фруктами, отдыхали в здравницах соседнего Крыма, ездили на экскурсии в музеи Севастополя, Феодосии, других городов. Годы перестройки не только изменили политическую ситуацию в этом регионе, но и разрушили транспортное сообщение. Поэтому открытие железнодорожной паромной линии, связывающей Россию и Украину, стало важным международным событием, на котором побывали Президенты обеих стран. В марте 2005 года открыто железнодорожное паромное сообщение порт Кавказ – порт Поти. В честь этого события изготовлен памятный знак. В 2009 году открыто железнодорожное паромное сообщение на порт Варна в Болгарии. С 2004 года идет строительство паромного комплекса в морском порту Самсун Турция. По окончании строительства будет открыта четвертая железнодорожная паромная линия из морского порта Кавказ.

– Оказал ли влияние мировой финансовый кризис на деятельность портов?

– Нужно отметить, несмотря на мировой финансовый кризис основные показатели деятельности портов не только не снизились, а наоборот увеличились. С каждым годом отмечается динамика роста объема перевалки грузов в портах Тамани. Только за пять лет в порту Темрюк увеличился грузооборот в 2,4 раза, в порту Кавказ – в 2,8 раза. К сожалению, общий грузооборот снизился за счет уменьшения перевалки грузов на РПР «Таманский». За первое полугодие 2009 года грузооборот в порту Темрюк составил 1190,11 тысячи тонн, увеличение на 105,6 % в порту Кавказ – 3520,02 тысячи тонн, увеличение на 117,9 % по сравнению с 2008 годом.

– Какие работы проводит Таманский филиал в порту Тамань?

– Таманский филиал является заказчиком разработки генеральных схем портов Тамани, в том числе и строящегося порта Тамань. Филиал провел работы по определению границ территории и акватории, проектированию и строительству береговых средств навигационного обеспечения, строительству системы управления судов, снятие минной опасности в акватории строящегося порта Тамань.

– Как решается проблема с кадрами?

– Исторически сложилось так, что основным направлением деятельности района на протяжении многих лет был аграрный сектор. И только в последние десятилетия на Тамани стала развиваться портовая деятельность. Сложившийся за эти годы рынок труда не в полной мере отвечает требованиям времени, так как учебные заведения Темрюка ориентированы в основном на профессии юриста, экономиста, бухгалтера, социального работника. В настоящее время большую помощь в обеспечении кадрами для работы на морском транспорте оказывают Новороссийская государственная морская академия, морской колледж в Ростове-на-Дону. И тем не менее, по-прежнему не хватает специалистов: судоводителей-судомехаников, судоводителей уровня капитана, старшего помощника капитана.

– Успешное выполнение поставленных задач – результат работы команды профессионалов.

– Действительно так. В трех портах Темрюкского района работают около пяти тысяч человек, в основном, местные жители. В Таманском филиале ФГУП «Росморпорт» трудятся более трехсот человек, из них 284 имеют высшее и среднее профессиональное образование. Специалисты предприятия постоянно повышают свой профессиональный уровень, который ежегодно оценивает квалификационная комиссия.

Только высококлассным специалистам большого дружного коллектива под силу справиться с государственными задачами. Сотрудники каждого подразделения и отдела Таманского филиала «Росморпорт» выполняют определенные задачи, возложенные на службу. Среди них служба ЭРН, СУДС и СВЯЗИ, СУДС порта Темрюк, СУДС порта Кавказ, радиоцентр, участок информатизации, отдел флота, лоцманская и диспетчерская службы, отделы: организации портовой деятельности, планирования и экономики, доходов, строительства и ремонта, хозяйственно-транспортный, энергетики, юридический, по работе с персоналом, а также секторы обеспечения режима и работы пунктов пропуска и по управлению имуществом, бухгалтерия, канцелярия.

Профессионалы отрасли предприятия Таманского филиала «Росморпорт» повышают привлекательность и конкурентоспособность портов Таманского полуострова на рынке транспортных услуг. Достигнутые успехи – результат внедрения передовых технологий, грамотного управления, правильного подхода к вопросам социальной политики.

 

Доска почета предприятия

Специалисты высокого класса – самое большое достояние Таманского филиала. Неоценим их вклад в развитие системы морского транспорта. В их числе Сталь Арсентьевич Черемных. Более 60 лет он посвятил морской отрасли. В настоящее время возглавляет СУДС порта Кавказ. Безаварийную проводку по Керченскому проливу и Азовскому морю обеспечивают начальник смены СУДС порта Кавказ Александр Михайлович Кудря, начальник смены СУДС порта Темрюк Евгений Зиновьевич Лошкарев. В тесном взаимодействии с СУДС работает лоцманская служба филиала.

Днем и ночью лоцманы указывают путь кораблям в Керченском проливе и Азовском море, производят швартовку танкеров, берут на себя ответственность за безопасность судна и природы Тамани. В их числе лоцман первого класса Валерий Владимирович Козедуб, лоцман второго класса Сергей Григорьевич Бордюг. Ритмичность выполнения погрузочно-разгрузочных работ, максимально сокращая сроки простоя судов в портах, обеспечивает диспетчерская служба, которой руководит Михаил Леонидович Шаповал. Безаварийную работу коллектива обеспечивают водительский состав под руководством Геннадия Егоровича Климина. Передают богатый опыт ведения бухгалтерской отчетности Степания Васильевна Васильева, Татьяна Алексеевна Саламаха. Инженеры технического отдела под руководством заместителя директора по развитию, модернизации портовой инфраструктуры Дмитрия Ивановича Цветенко выполняют строительство новых объектов и контроль за эксплуатацией существующих зданий и строений, выполняют мероприятия по развитию портов в рамках генеральной схемы.

 

Экипаж – одна семья

В портах Тамани трудятся экипажи судов портового флота. Швартовка, буксировка, доставка комиссий, лоцманов – это круглосуточная работа экипажей судов. Всегда отлично справляются с поставленными задачами экипажи рейдового буксира «Капитан Задорожный» под руководством капитана Сергея Викторовича Рыжова, капитана-сменного механика буксира «Портовик» Сергея Алексеевича Кривонос. За работу всех механизмов отвечают мотористы-матросы Виктор Владимирович Смола (буксир «Рейдовый») и Сергей Дмитриевич Парасенко (буксир «Байкал»).

Рейдовый буксир «Капитан Задорожный» вторую жизнь и новое название получил в 2005 году после капитального ремонта.  «Капитан Задорожный» работает в акваториях портов Темрюк, Кавказ, Тамань, Азовского и Черного морей, Керченского пролива и РПР «Таманский».

В зимний период буксир обеспечивал ледовые проводки по Керченскому проливу, из порта Кавказ в порт Темрюк. Экипаж судна участвовал в аварийно-спасательных работах в Азовском море и Керченском проливе в период катастрофы в ноябре 2007 года. За работу в аварийно-спасательной группе капитан судна Сергей Викторович Рыжов и моторист-матрос Василий Николаевич Долин награждены медалями «80 лет ЭПРОН». Почетные грамоты вручены старшему механику Владимиру Анатольевичу Кузнецову и мотористу-электрику Владимиру Васильевичу Никончуку.

В настоящее время экипаж буксира «Капитан Задорожный» работает в РПР «Таманский» и отлично справляется с поставленными задачами.