В эти весенние дни по традиции приходим в гости к ветеранам войны ­ поговорить о мире и войне, о жизни и ее смысле. И получаем удивительные уроки, высокие примеры верности Отчизне. Вырастил сына, построил дом, посадил дерево… И спас мир. Петр Федорович Кравченко живет вместе с супругой Евгенией Романовной в небольшом доме под черепичной крышей на тихой улице в родной станице Тамань. Восемнадцатилетним он ушел на фронт в августе 1942 года. В боях дошел до Берлина. У Петра Федоровича вся грудь в орденах: награжден двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны первой и второй степеней, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги» и другими. В июне Петру Федоровичу исполнится 94. На снимке: Петр Федорович Кравченко с сыном Иваном Петровичем и супругой Евгенией Романовной. Фото Нелли Тютюник, «ТАМАНЬ».

 

Семья Кравченко –  давние подписчики районной газеты «Тамань».

 

Петр Кравченко. Германия, 1945 год. Фото из семейного альбома.

Цветущая сирень напоминает о приближении главного праздника страны – ДнЯ Победы. Этого дня ждет ветеран Великой Отечественной войны из станицы Тамань, участник битвы за Кавказ Петр Федорович Кравченко. Пять лет назад мы встречались с фронтовиком. Во дворе дома на веранде наша беседа затянулась на несколько часов. Он говорил без остановки, обстоятельно, перелистывал семейный альбом с фотографиями своих боевых товарищей. Хотел рассказать как можно больше, чтобы молодежь прочитала и помнила, что такое война. Ту статью в газете «Тамань» он бережно хранит.

Накануне 9 Мая мы побывали в гостях у ветерана.

– Невозможно стереть из памяти то, что пережито в годы Великой Отечественной войны, – говорит Петр Федорович. – Попал на фронт, когда мне было 18 лет.

Боевой путь Петра Федоровича начался в 1942 году в 339­й Ростовской Бранденбургской Краснознаменной ордена Суворова второй степени стрелковой дивизии. После окончания битвы за Кавказ дивизии присвоено наименование «Таманская». Подразделение, где воевал молодой артиллерист­разведчик Петр Кравченко, перебазировали в Воронежскую область. Там формировали воинские части, прибывала техника. Шла подготовка к прорыву вражеского оборонительного рубежа «Голубая линия».

 Петр Кравченко попал в Крымскую группировку, готовились к наступлению. Осенью 1943 года Петру Федоровичу удалось повидаться с родными. Его отпустили на несколько часов в родную станицу. Он мечтал о том, как встретит его мать у калитки, зайдет в родной дом.

Но все оказалось не так. Не узнал боец довоенную станицу с привычными белеными хатами и ухоженными садами. Кругом была разруха. В родительском доме располагались бойцы 18­й армии, участвовавшие в боях за освобождение Таманского полуострова, а мать перебралась к родственникам на соседнюю улицу. Так война изменила жизнь.

Тогда Петр Кравченко твердо решил, что будет бороться с фашистами до победного конца, пока не прогонит их с родной земли. Это было в начале сентября
1943 года. 9 октября Таманский полуостров был освобожден от немецко­фашистских захватчиков. Этот месяц, казалось, длился целый год. Сколько крови пролито на таманской земле во время сражений с врагом.

Война на этом не закончилась. До апреля 1944 года длилась операция по освобождению Керчи. В боях под Севастополем Петр Федорович получил серьезное ранение. Во время разведки бойцы попали под артобстрел. Из двадцати ребят выжили только трое, в числе этих счастливчиков был и Петр Кравченко. Сила удара была настолько мощной, что остался без одежды, получил серьезное ранение в бедро. Во время войны был ранен несколько раз, подлечивался в госпитале и снова отправлялся на передовую.

Молодой фронтовик из станицы Тамань дошел до Берлина. Петр Федорович по­прежнему в строю и встречает 73­ю мирную весну, в июне ему исполнится 94 года. Здоровье уже не то, что в молодости. Ранения, полученные в годы войны, дают о себе знать, плохо слышит и видит, передвигается с трудом, но фронтовик не привык жаловаться. Говорит, что все хорошо, род Кравченко продолжается: пять внуков, восемь правнуков. Вместе с супругой Евгенией Романовной живут в своем небольшом доме с черепичной крышей на тихой улице в родной станице. Два года назад супруги отметили 70­летие семейной жизни. Сын Иван Петрович заботится о родителях. Занимался фермерством, сейчас на отдыхе. Называет отца и мать на «вы», как принято в казачьих семьях. Соцработник помогает с работой по дому. В хорошую погоду ветеран располагается во дворе на диване и сидит часами на свежем воздухе. Сейчас цветет груша, тюльпаны, позеленели листочки винограда на беседке, у ворот распускается сирень.

– Моя любимая сирень, она стала символом Победы, – говорит Петр Федорович, держа ветку сирени в руке. – Тогда, весной 1945 года, с букетами встречали солдат с фронта. Нет страшнее горя, чем война, пусть ее не будет больше никогда. Пусть все помнят о священной Победе.