4 ноября Россия празднует День народного единства. Это праздник, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. Он был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского.
Почти четыре столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени. В Смуту беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.
В этот период польского нашествия (1605–1612), названный в народе «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы, Патриарх Ермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание.
Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмет ополчение под Свое покровительство. В осеннюю непогоду двинулось наше воинство на штурм Москвы.
Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой.
Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши прапрадеды шли воевать за родную землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности.
Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.
После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке в Москве. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.
В память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать в этот день особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом.