Мой  отчий  край

Южный город Темрюк, овеянный славой казачьего племени, героикой революций, Гражданской и Великой Отечественных войн, послевоенных будней, катаклизмами перестроек жизни в конце ХХ и начале ХХI века. Но главная ценность этого города – его люди. Темрюк исторически многонационален, и это не удивительно. Южные города России всегда притягивали людей для проживания. Темрюк не исключение. В нем проживают сегодня представители более 100 разных этнических общностей. В 2009 году одна из них – цыгане – отмечали 170-летие своего появления на земле Черноморского, Кубанского войска и Краснодарского края. Откуда же появились цыгане на Кубани? Каким образом они устанавливали контакты с казаками, отличавшимися безудержной удалью и смекалкой, любящими песни, отстаивавшими мир на своих территориях, защищавших веру и Отечество. Оказывается, что Темрюкский отдел (округ) играл в этой истории далеко не последнюю роль. Именно об этом настоящее повествование.

 

Цыгане: от атамана Г.А. Рашпиля до начала XXI века

(к 170-летию появления цыган на Кубани)

Мой прадед по материнской линии Образ Василий Михайлович родился в станице Старо-Титаровской, что «разбросалась» на берегу лимана на Таманской земле, в 200-х километрах от гор. Краснодара и в 25 км – от г. Темрюка, в 1855 году, как я оцениваю, под грохот орудий в трудный период Крымской войны 1855 – 1856 годов, которая затронула и Таманский полуостров, где проживал прадед со своими родителями. Образ Иван к этому времени был атаманом ст. Старо-Титаровской, а его родной брат Михаил нес исправно военную казачью службу, составляя авангард казаков станицы. У Михаила под Святое Рождество родился сын, нарекли Василием…

Женился Образ Василий Михайлович, племянник атамана станицы, на цыганке из знаменитого цыганского рода – Анфисе  (на казачьем диалекте – «Анфыська»). Как рассказывала моя бабушка и мама, очень любил прадед, а мамин дедушка, свою жену. К сожалению, фотографии прабабушки в молодые годы не осталось. Однако архивы семейных альбомов донесли до наших времен фото прабабушки, когда она уже была в возрасте, близком к 60-ти годам. Но и на представленной фотографии видно, что на вас смотрит стройная, немолодая, красивая и строгая женщина в роскошном по тому времени наряде. Было у нее к этому времени уже два взрослых сына, оба военные, казаки, имевшие свои семьи – Петр и Иван, и дочь Иллита.

В молодости Анфиса была необычайной красоты, и вызывала восхищение станичников прежде всего своими нарядами. Грамотной была молодая цыганка, умела и читать, и писать… Много читала. Главное – прекрасно гадала на картах, все это передалось от ее матери, жившей в первой половине 18 века. Мама моя рассказывала, что бабушка одновременно надевала на себя до 10 различных цветных юбок, имела необыкновенно тонкую талию, и не мог никто пройти мимо нее, чтобы в след ей не оглянуться.

На фотографии также видно, каким богатым был ее наряд. Все те же множество юбок придавали необыкновенную пышность ее костюму. Прадед, исполняя свои обязанности по службе, по много раз бывал в отлучке, а, возвращаясь, баловал жену, зная ее слабость, всевозможными золотыми «побрякушками», но самым дорогим подарком для нее был золотой крест. Как говорила моя мать, она с ним не расставалась никогда. Молилась и за мужа, и за своих детей, была православной веры. Часто посещала местную церковь. Выезжали с прадедом в храм божий в Тамань, в Екатеринодар. О прадеде рассказывали, что был недюжинной силы. Любил порядок и дисциплину. Одним словом – слыл добротным семьянином, казаком- хозяйственником. Любил охоту и рыбную ловлю. А на берегу Ахтанизовского лимана, как свидетельствуют источники, имел свою балку, которая и до сих пор сохранила название в народе как «Образова балка». Василий Михайлович заботился и о своей станице, многое делал для ее улучшения и истинного процветания.

В связи с 170-летием появления цыган на территории современного Краснодарского края (1839 год), на мой взгляд, конечно же, вызывает интерес, когда появились первые упоминания о цыганах края. В «Истории (касающейся) высокого государства Османского», где рассматривается, в частности, история крепости Анапа, анализировал эту ситуацию в свое время Н.И. Выселовский в своем историческом очерке «Военно-исторический очерк гор. Анапы» (Пг., 1914, Спб, 1991).

В повествовании констатируется об интересном факте из того времени, когда турецкими властями был введен новый титул «чорбаджи» (цыганский барон»). Турецкие власти в Анапе планировали именно через него управлять цыганским населением, таборы которого «могли напоминать стан иррегулярной милиции».

Историки Н.И. Кирей и О.А. Сердюк замечают при этом об одном интересном факте: в Османской империи проживали три группы цыган: европейские цыгане (рома), малазийские цыгане (боша-рома) и персидские цыгане (карача-рома). Одни из них как раз и появились в Анапе. Считали, что крымские цыгане — это европейская часть рома.

Что же касается Анапы, то она заселялась в 1782 году беженцами из Тамани, просившими у Фераха-Али убежища. Однако занятие Анапы русскими войсками содействовало переселению 500 семей в Анапу, а с ними заодно и 1000 цыган. С захватом крепости русскими войсками под командованием генерала И.В. Гурвича население Анапы было переселено в Крым.

Сначала Н.И. Кирей, О.А. Сердюк, а затем и А.М. Новичихин отмечают о первом документальном засвидетельствовании появления цыган на территории современного Краснодарского края. По их данным, в 1839 году подтверждением этому факту явился происходящий из канцелярии Атамана Черноморского казачьего войска генерал-лейтенанта Г.А. Рашпиля документ, свидетельствующий о существовавших планах переселения части кочевых цыган Новороссии и Бессарабии на земли войска казаков черноморских. При этом предусматривалось разделение их поровну во все три черноморских округа, возродить по усмотрению войскового начальства … не менее как по пять семейств», «но не более десяти, в теперешних казачьих станицах». Цель их по своему содержанию была благородной, «с тем, чтобы казаки им были примером в хлебопашестве и войсковой службе» .

Одним словом, 1839 год — это важная историческая дата в жизни цыган Кубани. Уже около двух веков поколения цыган проживают в регионе, перенося с другими этническими общностями те же лишения и радости, оставаясь верными своим обычаям и традициям далеко нелегкой жизни. В последующие годы отношения с цыганами регулировались указаниями канцелярии войска, то решениями атаманов тех мест, где цыгане появлялись. Так, например, Темрюкский атаман издал циркуляр предупредительного свойства: «цыгане, кочующие, все выселяются по рассмотрению полиции в места их водворения с воспрещением отлучек на 2 года, а все устроенные ими временные помещения уничтожаются».

Примечательным событием 1850 – 1860-х годов в плане увеличения населения в станицах Тамани явилось привлечение к обслуживанию военных структур 420 цыган. Из них формировались ранее даже войсково-рабочие роты (формирование их относится к 1843 г.). В 1868 году этих цыган приписали к казачьим поселениям трех округов Черноморского казачьего войска. Некоторые из них были приписаны и в станицы Темрюкского округа, включая ст. Старо-Титаровскую. Так постепенно формировался этнический состав населения станицы. Можно предположить, что в этой группе и была та молодая цыганка  Анфиса, которую избрал прадед себе в жены. Возможно, она была и из упоминавшихся крымских цыган, которые бежали на Тамань от притеснений крымских ханов. На полуострове они находили себе убежище. Крымские цыгане отличались необыкновенной тягой к знаниям, постижению нового, неизведанного.

Научила Анфиса премудростям гадания и свою внучку Вареньку, т.е. мою мать. Мама была последним ребенком в семье сына прадеда Петра Васильевича Образа моего деда по материнской линии. Поэтому ее все любили и лелеяли, одним словом, баловали. Мать моя также искусно гадала на картах, предсказывая свою судьбу и нашу. И надо заметить, очень часто все совпадало по ее «прогнозам».

Весьма добрые отношения складывались в этот период у казаков станицы как с проживавшими на постоянной основе цыганами, так и с приезжими. Это время оставило в народе немало притчей и едких замечаний казаков о цыганах и наоборот. Известны многие притчи того времени. Так, до сих пор у кубанцев сохранился обычай давать прозвища жителям соседних станиц. Они подмечают какую-то необычную черту соседей, которая им самим кажется чудной или смешной. Многие из этих историй аккуратно собраны В. Пукшиным и В. Мальковым, в частности, о «титаровцах» и «стеблиевцах» (жителях станиц Старо-Титаровской и Выше-Стеблиевской), а отдельные из них связаны и с цыганами.

Ст. Старо-Титаровская.  Как-то раз титаровцы ждали в гости атамана. Приготовились, собрались на площади. Хлопцы (пацаны. – Н.Б.) влезли на деревья, высматривают. Через какое-то время кричат:

– Га! Йидуть, йидуть!

Зазвонили в колокола. То ехал цыган. Он обрадовался, что его так встречают, встал на подводе и говорит:

– Титаровці, та щей Га! Дарю вам рябу кобылу, да ще и нанку (ткань – Н.Б.) на штаны!» Титаровцев все дразнили – «Титаровці, та ще й га!», потому что, как только они раскроют рот, первое, что у них вылетает, – это их протяжное «га!».

…Мне помнится из далекого детства, когда приезжали в своих кибитках на постой в нашу станицу цыгане и располагались своими шатрами за ее околицей, фактически за нашим двором, то они всегда почему-то с теплотой относились к матери, пытаясь с ней заговорить, предлагая свои услуги. Вероятно, давала знать о себе кровь… И мать по всяким хозяйственным делам ходила в их табор. Любили цыгане хлебосольную богатую казачью станицу, часто навещали ее, останавливаясь на жилье на одну-две недельки. О том, что они часто навещали станицу, свидетельствуют и многие судебные дела, проводимые атаманом станицы или ее судьями. Это явствует и из нижеприведеных документов конца ХVIII века, выявленных в архивах Краснодара. Примеров проводимых расследований в этот период было множество.

Одно из нашумевших дел в станице Старо-Титаровской в 1894 году – это ходатайство общества станицы от 27 июня о высылке из станицы в Восточную Сибирь лиц, уличенных в конокрадстве. В их числе были названы Христофор Кульбашний, Андрей Найда, Андрей Чижевский, Максим Кухоль, Савва Замковой. Однако казаки, замеченные в воровстве, нередко прибегали к тому, чтобы переложить вину на проживавших у станицы цыган, не отказывались грешить и этим, что называется, умудрялись цыган «подставить».

Сход станицы по рассматривавшемуся вопросу состоялся 10 августа 1894 года. Ему предшествовала длительная работа судей станицы, детальное разбирательство. И далее читаем в документе, что казаки проявили справедливое отношение к обвиняемым и, фактически выступая свидетелями, отстояли казаков, в частности, жителей станицы М. Кухоль,     С. Замкового. При этом казак Филипп Гавриленко заявил в ходе дознания: «Я лично ни в чем его (М. Кухоля – Н.Б.) не обвиняю и не подозреваю кражи лошадей… Я хотел бы показать, что лошадей у меня украли цыгане». Яков Грива также свидетельствовал: «У меня действительно пропали шесть лошадей, но подозревать Кухоля в краже моих лошадей не смогу» . Правда, и цыгане никогда не брезговали тем, чтобы не прихватить пару лошадей у зажиточных казаков. Фактически до 1917 года Старо-Титаровская славилась богатыми торговыми ярмарками, поэтому цыгане навещали ее. А многие из них и проживали в станице, поддерживая тесные контакты с казаками, у которых была огромная потребность в специалистах по подковке лошадей. Лучше это дело кроме цыган никто выполнить не мог. Да и для работы в огороде, на отдаленных земельных участках требовался инвентарь, изготовлением которого занимались цыгане. В годы Гражданской войны цыгане входили в Темрюкский отряд, действовавший под командованием И. Беликова. Они прибыли под руководством цыгана Мустафы Оглы. В последующем была создана Славянская группа революционных отрядов, куда входили и цыгане.

Для Старо-Титаровской 1950–1960-х годов характерным был однонациональный состав населения, в основном наследники былых запорожских казаков. Единицами проживали в станице армяне, немцы, белорусы, молдаване. Однако по-прежнему частыми гостями в станице, но на условиях временного проживания были цыгане, которые ежегодно в мае-августе прибывали в станицу, располагаясь табором в ее северо-западной части – на «Бакае».

Положение цыган, как и ранее, было обусловлено кочующей таборной жизнью. И до середины 1950-х годов этническая общность цыган не включалась особо в социальные процессы, протекавшие в Союзе ССР, не проявлялась отчетливо и их социальная натурализация. Поэтому они свободно кочевали по территории Краснодарского края вплоть до того времени, пока не были призваны к переходу к оседлому образу жизни. Помнится, что с каждым разом с приездом цыганского табора в станицу оживлялись контакты с ними местного населения. Кто-то из казачек хотел познать свою судьбу по картам или «линиям жизни» на руке, а кто-то изготовить в цыганской кузнице необходимое орудие труда для подсобного хозяйства. Отношения носили временный характер, но всегда были дружественными.

На месте расположения табора цыган вечерами горели костры, и тогда же были слышны в округе не только казачьи, но и цыганские песни. Конечно, переход цыган к оседлому образу жизни в основном в 1960-е годы изменил ситуацию в контактах с населением во всех станицах края. Станицы Темрюкского района стали многонациональными по своему составу. Количество цыган в них было различным. Так, в Старотитаровской цыган было мало. В середине 1990-х годов жители станицы распределялись следующим образом: русские – 10 204 чел., цыгане – 6, армяне – 410 (3.6 %), украинцы – 275, татары – 22, осетины – 4, немцы – 94, евреи – 11, молдаване – 1, грузины – 2, чуваши – 2, болгары – 4, мордва –10, белорусы – 39, удмурты – 8, греки – 30, финны – 2, поляки – 3, азербайджанцы – 3, ногайцы – 4. Частично цыгане проживают в станицах – Тамани, Ахтанизовской, Вышестеблиевской. В 2009 г. исполнилось 170 лет с тех пор, как появились первые цыгане в Черноморском войске – Кубанской области. На Кубани были станицы, где цыган насчитывалось от 200 и до более одной тысячи человек.

Сохранились немногочисленные документы, свидетельствующие о жизни цыган в союзных республиках и в областях, краях Союза ССР. Работая с материалами в Центре документации новейшей истории Краснодарского края, встретил, на мой взгляд, интереснейший по своему содержанию документ — Докладную записку Секретаря Краснодарского крайкома ВКП(б) С. Санина заместителю заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) К.Ф. Калашникову «О наличии цыган и образе их жизни в Краснодарском крае». Она раскрывает отдельные стороны жизни цыганской общины в крае. Документ затрагивает и Темрюкский район:

«До Великой Отечественной войны в Краснодарском крае проживало (по не вполне точным данным) около трех тысяч цыган. В крае было 18—20 небольших цыганских колхозов. В подавляющем большинстве с большим трудом, даже состоя в колхозе, каждая цыганская семья два-три раза в год выезжала на «кочевку» сроком на 7 — 10 дней. Председателями колхозов цыгане избирали только русских. Многие цыгане, не состоявшие в колхозах, работали в производственных артелях. Лишь 500–600 человек вели кочевой образ жизни. В период войны большинство цыган эвакуировалось в отдаленные районы страны. Оставшиеся в крае цыгане зверски истреблялись немецкими оккупантами. Поэтому вряд ли можно говорить о счастливой цыганской доле.

В последующий период количество цыган, проживающих в крае, уменьшилось. На 1 августа 1949 года в крае учтено 839 цыган, в том числе 501 человек взрослого населения, 338 детей. Цыгане проживают преимущественно в приморских районах (Темрюкский, Анапский, Апшеронский, Щербиновский) и в районах предгорных (Мостовской, Спокойненский, Тульский район). Основное занятие цыган – кузнечное ремесло, 100—120 цыган состоят членами колхозов и ведут оседлый образ жизни. Кочующие цыгане нигде не прописаны и не имеют паспорта.

Количество краж, грабежей и разбоев, совершаемых цыганами, сокращается. В 1948 году в крае было ликвидировано 8 грабительских групп цыган, привлечено к ответственности 19 одиночных преступников, всего – 42 уголовных преступника. За 7 месяцев 1949 года на территории края привлечено к уголовной ответственности за хищение 7 цыган. Передвижение цыган из других областей на территорию края и наоборот в текущем году по сравнению с 1948 годом уменьшилось.

Цыганских колхозов в крае нет. В бывшем небольшом цыганском колхозе «Красный Романес» (Щербиновский район) состоит 60 цыган, составляющих 10 семей. Колхоз отстающий, трудовая дисциплина колхозников низкая. Во многих районах в период уборки и хлебозаготовки цыгане работали в колхозах. Проработав 15 — 20 дней в одном колхозе и получив окончательный расчет за работу, цыгане переезжали дальше.

Секретарь Краснодарского

крайкома ВКП(б) Санин» 

Одним словом, содержание записки характеризует ситуацию, складывавшуюся с положением цыган к началу 1950-х годов. Она была однотипной во всех районах проживания цыган. Отличалась только лишь видом выполняемого труда.

В сравнении с современным положением цыган можно сделать вывод, что многое изменилось в жизни этнической общности, совершенно иными стали ее самосознание и национальное сознание. Однако и осталось многое в сознании членов общины от прошлых времен. Так, мало заметны сдвиги в этнической мобильности цыган, корпоративным остается их мышление, консервативными взгляды на обустройство своей жизни, жизни своих семей, обучение грамотности детей в школе и в вузе, стремление к занятости физическим, полезным трудом, требующим определенной смекалки, творческого подхода, выносливости. 170 лет пребывания цыган на Кубани – немалый жизненный путь… Река времени унесла много горя и приносила радости. Но цыгане остаются верными своим традициям и обычаям и хотят строить свой мир в мире и дружбе с остальными народами, желая своему Отечеству Добра и Благополучия.

Пусть так и будет! В решение этих задач немалый вклад вносят общественные объединения цыган – НКА «Цыгане Кубани», а также «Центр цыганской культуры Северного Кавказа» – институты гражданской власти в цыганском сообществе Краснодарского края. С марта 2007 г. в их число входит и местная Темрюкская национально-культурная организация цыган (Халилов Алексей Николаевич). Они тесным образом взаимодействуют и с органами власти краевого и районного масштаба, с органами местного самоуправления. В наше время как никогда нужны конкретные государственные программы по улучшению положения этнической общности, созданию условий для ее более удобного проживания цыган. Только такие шаги смогут содействовать смене сложившихся стереотипов о нерадостной жизни цыганской общины.

Николай БУГАЙ,

доктор исторических наук, профессор,

заместитель директора Института российской истории РАН.