Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу всех скоромных, в том числе и молочных продуктов. Иначе этот день именуется еще воспоминанием Адамова изгнания или же, как более распространено в народе, – Прощеным воскресеньем.

На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14­21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14­15). Сообразно с этим Евангельским чтением христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Потому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем. Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и друг у друга.

Многие слышали о существовании древнего обычая взаимного прощения обид, нанесенных в течение всего года. Предваряющая наступление Великого поста, великого духовного подвига, эта добрая традиция настраивает нас на особое внимательное отношение к своей душе, на мирные отношения с близкими. В храмы в этот день приходит, как правило, особенно много народа. Традиция просить друг у друга прощения и вступать в Великий пост с чистой душой и в мире с ближними появилась в первые столетия христианства у египетских монахов, которые на время Великого Поста покидали монастырь и уединялись в пустыне. Некоторым из них не суждено было вернуться, поэтому, собравшись перед уходом для общей молитвы, монахи просили друг у друга прощения, зная, что они могут не встретиться больше. Постепенно этот обычай утвердился в общецерковной практике и существует доныне. В старину на Руси после богослужения люди приходили ко всем своим родственникам и знакомым, особенно к тем, кому принесли больше обид, и от всего сердца просили прощения. Важно за бурными гуляниями Масленицы не забыть про этот важный день и его святой обычай, когда уже следует направить душевное стремление не на веселье, а на приготовление к посту. Ведь просьба о прощении – не тяжкая обязанность, а сбрасывание тяжелого бремени неспокойной совести, воплощение нашей надежды на то, что Господь и нам простит согрешения, как мы прощаем ближнему.

Я также обращаюсь к вам – прошу вас простить меня за все плохое, совершенное мною словом, делом и помышлением и всеми моими чувствами.

Кандидат богословия, протоиерей Виталий Колмык.