В первый день уборки технических сортов винограда (именно с этого момента начинается массовый сбор урожая) мы побывали в винодельческом имении «Фанагория». Оно состоит из трех предприятий: «Фанагория­Агро» и «Фанагория­Юг» занимаются производством винограда, ОАО АПФ «Фанагория» – переработкой винограда и выпуском готовой продукции, которая завоевала славу не только в России, но и за рубежом. «Фанагория», безусловно, является лидером в российском винодельческом бизнесе и продолжает стремительно развиваться. Новинки этого сезона журналисты посмотрели вместе с главой района И. Василевским, его заместителем А. Музыченко и генеральным директором ОАО АПФ «Фанагория» П. Романишиным.

 

На пути модернизации

«Фанагория» постоянно вкладывает средства в модернизацию виноградарской и винодельческой отраслей. За последние пять лет в развитие производства вложили более 1 млрд. рублей. В имении работают три виноградоуборочных комбайна, в этом году парк современной техники пополнился еще двумя комбайнами. Каждая из машин стоит 10 млн. рублей. Как отмечает генеральный директор ОАО АПФ «Фанагория» Петр Романишин, чтобы быть конкурентоспособными, необходимо приобретать технику.  «Вся техника с высокоточной электроникой, лазерами, различными контрольно­измерительными приборами, – рассказывает заместитель главы районной администрации Александр Музыченко. – На испытании находятся машины по обрезке винограда, также в парке техники чеканочные машины, техника для опрыскивания, внесения удобрений, удаления листа и другие. Недавно «Фанагория» приобрела машину для обрезки винограда, у которой датчик основан на работе лазерных лучей». На сегодняшний день все этапы в виноградарстве механизированы на 60%. И это только половина пути. В ближайшем будущем умная техника будет выполнять практически все работы, ручной труд останется на уборке столовых сортов винограда и сортов, из которых производят вина класса премиум. В итоге механизация позволяет увеличить производительность труда и снижает себестоимость выпускаемой продукции. Чтобы продлить срок эксплуатации дорогостоящей техники, в этом году построили ангар площадью более 1000 квадратных метров. Здесь можно производить ремонт и хранить машины. Но в первую очередь – это создание комфортных условий труда для механизаторов.

Полным ходом модернизация идет на винзаводе. Виноград технических сортов поступает с полей в цех переработки. «В этом году мы сможем переработать собственного винограда 20 тыс. тонн. Намечено увеличение площадей виноградников на 208 га и всего будет 2,5 тыс. га. Полностью перейдем на самообеспечение. По производству премиальных вин проведена модернизация камеры цеха розлива, где контролируемая температура. Для увеличения производства премиальных вин смонтированы ферментаторы на 1 млн. литров с контролируемой температурой брожения. Это значительно увеличит производство вин линеек «Номерной запас» и «Cru Lermont», – рассказывает Петр Романишин. Надо отметить, что это одни из наилучших вин, так как «Фанагория» в последние годы выработала новый, свой собственный стиль премиального российского вина, основанный на сочетании традиций классического виноделия и инноваций. Это первые российские премиальные вина терруара «Фанагория». Если говорить о фанагорийском шампанском, то этот всеми любимый новогодний напиток получил высокую оценку международных экспертов и завоевал немало медалей. К виноградному сезону на заводе установили десять новых акратафоров, в которых происходит вторичное брожение. Они уже заполнены и шампанское бродит. Смонтирована новая линия по розливу шампанского. Мощность ее в два раза больше прежней. Поэтому и годовое производство шампанского удвоится до семи млн. бутылок, а в перспективе до 12 млн. бутылок. Уже сейчас на предприятии готовятся к Новому году и начинают выполнять заявки клиентов.

 

К истокам виноделия

Дубовые бочки издавна считаются символом виноделия. Раньше практически в каждом доме нашего богатого виноградарского района в подвале хранилось бочковое вино. В пузатых бочках вино бродило, пенилось («играло»). Затем в бочках же оно созревало и «томилось»: благодаря чему приобретало легкий дубильный аромат, терпкость, а также более глубокий цвет и, конечно же, высокое качество. Древние виноделы выдерживали вино именно в дубовых бочках.

Следуя старинным традициям «Фанагория» создает вина класса премиум именно в бочках. Используются французские бочки, которых на заводе около 600 штук. Бочкотара в производстве премиальных вин работает 2­3 года. Чтобы обеспечить себя собственной тарой, «Фанагория» возродила технологию производства бочек для выдержки вина и коньяка. В апреле открылся бондарный цех, где трудятся 12 человек. В цехе установлено оборудование производства Словении и России. Бочки емкостью от 225 до 600 литров изготавливаются из кавказского дуба скальной породы возрастом 80­100 лет. «Сейчас мы производим бочки для коньяка объемом 450 литров. Используем традиционную технологию. В бочках нет склейки. Дуб – очень прочное дерево, сгибать и делать остов бочки приходится под огнем, который разжигают внутри бочки. В ближайшее время начнем изготавливать винные бочки», – говорит начальник бондарного цеха Владимир Присяжнюк. Ежемесячный объем производства составит около 300 бочек, которые будут предназначены не только для собственных нужд «Фанагории», но и для реализации отечественным и европейским производителям вина и коньяка.

Надо отметить, что в цехе брожения вина играет классическая музыка. Как объяснил Петр Романишин, институт виноделия в Австрии заключил, что звуковые волны положительно влияют на процесс брожения вина. Кто знает, может совсем скоро, попробовав фанагорийские вина, мы будем говорить: «В моем бокале присутствуют мелодии Моцарта или Бетховена».

 

Социально ответственный бизнес

Летопись «Фанагории» ведется более полувека и с каждым годом пополняется новыми страницами с достижениями, подтверждающими незыблемость лидирующего положения. «Фанагория» – лидер во всем: в винном бизнесе и в благотворительности. «В марте мы обратились к бизнесменам, чтобы бизнес стал социально ответственным и социально ориентированным, – рассказывает глава района Иван Василевский. – Лозунги – это одно. «Фанагория» показала пример социальной ответственности бизнеса. За пять месяцев в социальную сферу района привлечено более 30 млн. рублей. Основную часть этих средств выделила «Фанагория». Уже более 10 млн. рублей вложено на восстановление больницы в ст. Старотитаровской и ремонт амбулатории п. Сенного, где уже сделана крыша, заменены окна на первом этаже, в стадии завершения отопление, водопровод и канализация. Перед строителями поставлена задача к 1 декабря завершить все работы. Кроме того, «Фанагория» взяла обязательства произвести необходимые ремонтные работы в детском саду х. Соленого». Таким образом «Фанагория» в очередной раз показывает социальную ответственность бизнеса, недаром девиз компании: «Положение обязывает».