В центре «Светоч» в курс реабилитации детей включен художественно-ручной труд. Эта работа организуется и проводится инструктором по труду, педагогом дополнительного образования на специально организованных занятиях, воспитателями — в течение дня с учетом интересов каждого ребенка. В процессе ребенок с ограниченными возможностями создает красивые, выразительные предметы на уровне своих возможностей и украшает, благоустраивает окружающую среду.

Эта деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы). Дети учатся действиям с бумагой (умением обрывать, сминать, отрезать, скатывать), учатся определять свойства и качество материала (мягкая, плотная, гладкая, блестящая, матовая бумага, разного цвета).

Художественно-ручной труд детей дошкольного возраста предполагает действия с материалами и инструментами, которыми могут быть бумага, ткань, бросовый материал, природный, кисточка и клей, ножницы. Такой вид труда у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии представлен в двух направлениях:

изготовление поделок;

украшение своими поделками помещения группы, игровой комнаты, кабинета, помещения к празднику (детский дизайн).

В обучении художественно-ручному труду и детскому дизайну детей с проблемами в развитии очень важно сформировать интерес и положительную мотивацию к новой для них деятельности. Этому способствует показ уже готовых работ детей, которыми украшен кабинет, помещения центра, а также наблюдение за работой педагога, когда простая мочалка превращается в его руках в куклу, а шарик – в смешного клоуна, лист бумаги – в птицу. Все это завораживает детей и побуждает к самостоятельной деятельности.

Первое направление – изготовление поделок:

• работа с бумагой: изготовление различных изделий из бумаги (корзиночек, лодочек, птичек и т. д.) путем складывания, сгибания, конструирования; создание аппликации;

• работа с природным материалом (желуди, каштаны, шишки, соломка, трава, засушенные листья, цветы и т.д.): составление декоративных композиций (перетягивание пучков травы ниткой, плетение косичек из травы), конструирование из разных элементов образов животных, человечков;

• изготовление поделок из бросового материала (человечков из пробки и проволоки в полихлорвиниловой оболочке; корзиночек, зверюшек);

• работа с тканью: аппликация, обклеивание коробочек, наклеивание ткани;

• изготовление игрушек совместно со взрослым (сшивание швом «через край», набивание поролоном, украшение ленточками, пуговицами, бантиками);

• изготовление различных сувениров (открыток, аппликаций из мелких элементов), подарков родителям к празднику;

• шитье: изготовление совместно с педагогом кукол из поролона для театрализованно-игровой деятельности, оформление поделки тканью, бумагой, пуговицами, нитками.

Второе направление художественно-ручного труда связано с детским дизайном, который дает возможность детям не только изготавливать поделки, но и применять их в быту, украшая его сначала совместно со взрослым, а затем самостоятельно. Педагог активизирует инициативу детей по украшению помещения, дизайну.

В течение каждого курса реабилитации инструктором по труду, педагогом дополнительного образования, воспитателями в учреждении организуются выставки детского творчества, на которых можно увидеть достижения каждого ребенка.

Н. Китова, директор ГКУ СО КК «ТРЦ «Светоч».

На фото. Занятие инструктора по труду С.И. Компикевич.