Судьба района во многом зависит от нас, кто живет и работает на таманской земле, думает о будущем наших детей. Свою страницу в историю города и района вписал заслуженный учитель России Иван Михайлович Артюх. Всю свою жизнь он посвятил воспитанию детей: учитель физики, директор школы, руководитель районного отдела образования. Как складывалась судьба педагога? Об этом в интервью рассказывает Иван Михайлович Артюх.

– Иван Михайлович,  Вы помните свой первый урок? Не страшно было?

– Первый урок конечно помню. Меня поддержали дети. Это было в Тимашевском районе, куда нас вместе с женой Галиной Тихоновной направили после учебы. Преподавали физику. Нагрузка у меня, молодого специалиста была 52,5 часа. Можете представить?

– Не могу. Ставка учителя 18 часов, две – 36.

– Вел часы в дневной и вечерней школе. В Темрюке начинали педагогическую деятельность в родной школе № 1, уже с трехлетним опытом работы в школе. Многое в моей жизни связано с этим коллективом.

 Несмотря на то, что физика – один из самых сложных предметов, на каждом уроке было много желающих ответить по теме. Руки тянули и слабые ученики. На каждом уроке мы проводили демонстрационные опыты, решали так называемые качественные задачи, путем рассуждения.

Тому, кто правильно решил задачу, ребята задавали около десяти вопросов по всем пройденным темам. Потом спрашивал я, так складывалась оценка ученика. Старался заинтересовать  детей своим предметом.

– Многие ваши выпускники до сих пор вспоминают уроки физики, рассказывают, как интересно вы их вели. Сложнее сейчас курс физики в школе? Пятерки часто ставили?

– Закон Ньютона никто не отменял, ничего нового пока никто не придумал. Основы физики прежние, и программа та же. Но методика преподавания изменилась. Было четыре урока физики в неделю, а сейчас всего два урока в старших классах. Считаю, что физике должно уделяться не меньше часов, чем основным предметам ЕГЭ по математике и русскому языку. Ведь изучение основ физики развивает мышление, влияет на мировоззрение. С удовольствием ставил пятерки и двойки. Их еще называли «лебедями», потому что я красиво их выводил в дневнике. Но в журнал эта отметка не попадала, делал пометку–единицу. Таким образом, давал возможность исправить плохую оценку. Принимал зачет на переменах, до и после уроков.

– Как боролись с недисциплинированными учениками?

– С этим проблем не было. Кто начинал отвлекать соседей по парте, вертеться, сразу давал задачу. Да посложнее, для поступающих в вузы. До конца урока нужно было ее решить.

– В 36 лет Вы стали директором школы. Началась административная работа. Как это изменило Вашу жизнь?

– В моем понимании директор школы – это наставник и в то же время равный среди педагогов. Несмотря на то, что работы прибавилось, нужно было решать вопросы учебного процесса и хозяйственные проблемы. Продолжал вести уроки. Ведь педагог должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Рабочий день начинался с семи утра и заканчивался поздним вечером. Сейчас, общаясь с руководителями школ, понимаю, что многое меняется в сфере образования, и  директор школы – это прежде всего менеджер.

– Как удавалось решать проблемы в трудные 90-е?

– В 1989 году меня назначили начальником районного отдела образования. 32 школы, 45 детских садов. Знал проблемы каждого учебного учреждения. Перестройка приостановила процесс развития не только экономики, но и других сфер. Финансирования не хватало. Здания школ и детских садов нуждались в ремонте. Где нужно было кровлю менять, где не работала канализация, где протекала труба, где вышло из строя отопление. Педагоги не получали по несколько месяцев зарплату. В школах учителя устраивали забастовки. Выезжали вместе с главой района, профсоюзом, разъясняли, уговаривали. Ведь несмотря на трудности, нужно было учить и воспитывать детей. В те годы был закрыт ряд детских садов в районе, которых сейчас так не хватает. Тогда большинство детских садов были на балансе предприятий. Некоторые успели продать здания. И тогда администрация района поставила задачу спасти детские сады. Так была сохранена система дошкольного образования.

Но пережили и этот период. Постепенно стали решаться проблемы, налаживали связи с вузами страны. В Темрюке были открыты представительства некоторых высших учебных заведений.

– Как изменилась школа?

– Радует, что сейчас оказывается большая финансовая поддержка образованию. Здания школ с новыми кровлями, окнами, ремонтируются спортзалы, детские сады, оборудуются пищеблоки, строятся спортивные площадки. Поддерживаю и введение школьной формы. Изменилась и моя родная школа № 1, где все начиналось, знаком каждый уголок. В свое время тоже занимался заменой окон на третьем этаже, меняли ступени на крыльце, ежегодный косметический ремонт, что-то перестраивали. Пообщался с директором школы Еленой Борисовной Трошиной, и будто вновь вернулся в школу. Раздаются детские голоса. Звенит звонок с урока. Все так знакомо.

 

О присвоении звания «Почетный гражданин муниципального образования Темрюкский район»  И.М.Артюху

 

СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

РЕШЕНИЕ  № 566

LIV сессия                                                               V созыва

6 сентября  2013 года

г. Темрюк

 

В соответствии с Положением о звании «Почетный гражданин муниципального образования Темрюкский район», утвержденного решением LXX сессии Совета муниципального образования Темрюкский район IV созыва от 25 июля 2008 года № 939 и представлением главы муниципального образования Темрюкский район Совет муниципального образования Темрюкский район р е ш и л:

1. Присвоить звание «Почетный гражданин муниципального образования Темрюкский район» Артюху Ивану Михайловичу – за значительный личный вклад в развитие системы образования Темрюкского района.

2. Официально опубликовать настоящее решение.

3. Решение вступает в силу с момента его подписания.

Председатель Совета муниципального    образования Темрюкский район             А.И.Шерстнев