Основной накал воздушных сражений пришелся на весну 1943 года на Таманский полуостров. В небе над Кубанью и Черноморским побережьем наши авиаторы проявляли образцы мужества и героизма. Победа досталось нам дорогой ценой, более 1000 пилотов не вернулись с боевых заданий.

Николай Калинин

На берегу моря в районе маяка недалеко от станицы Голубицкой  стоит памятник Герою Советского Союза, летчику Николаю Никитовичу Калинину. Он бесстрашно сражался с врагом в небе, мечтал, чтобы быстрее закончилась война. Погиб в день освобождения Темрюка – 27 сентября 1943 года.

Николай Калинин  родился 22 апреля 1922 года в хуторе Волчий-Второй (ныне – поселок в Волоконовском  районе Белгородской области). Окончил семь классов в школе, после чего уехал в Донбасс. Работал в шахте. После окончания курсов машинистов электровозов работал по специальности. Потом переехал в Московскую область. В 1940 году призвали на службу в армию.  В 1941 году окончил Краснодарское военное авиационное училище. С мая 1943 года сражался с фашистами на фронтах Великой Отечественной войны.

Памятник Н.Н. Калинину в Подмаячном.
Улица имени Н.Н. Калинина в Темрюке.

В сентябре 1943 года молодой летчик Калинин участвовал в боях  на Таманском полуострове  в составе 210-го штурмового авиаполка 230-й штурмовой авиадивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта. Совершил 23 боевых вылета, во время которых проявил мужество и героизм. 17 сентября 1943 года во время боевого вылета был подбит самолет командира эскадрильи будущего дважды Героя Советского Союза Сивкова. Николай Калинин совершил посадку и забрал сбитого летчика и его воздушного стрелка. Этот эпизод  Григорий Сивков описал в своей книге «Готовность номер один»:  «Коля Калинин хороший летчик, умный, спокойный парень. Но сесть на маленькую площадку, да еще на территории противника, – совсем не так просто. Тут надо обладать железной выдержкой и сознательно принять решение добровольно полезть дьяволу в пасть, которая в любой момент может захлопнуться: достаточно одной пули из автомата в баллон колеса – и уже не взлетишь!» Но Николай Калинин и воздушный стрелок, рискуя собственной жизнью,  сели на вражескую территорию  и спасли товарищей.  Смелым парнем  был Коля Калинин.

В день освобождения города Темрюка 27 сентября 1943 года  он поднялся в небо в последний раз. Самолет Калинина сбили немцы в районе станицы Голубицкой. Молодому летчику  был всего 21 год.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за «Отличное выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и героизм» младший лейтенант Николай Калинин был посмертно удостоен  высокого звания Героя Советского Союза. Был награжден орденами Ленина и Красной Звезды.

Его похоронили местные жители на высоком берегу- поближе к небу, которое он так любил.

На могиле молодого летчика установили памятник из гранита.  Он является объектом культурного наследия регионального значения. В памятные для страны даты сюда приходят жители, ветераны, стоят в почетном карауле ученики школы № 21 ст. Голубицкой. Здесь проводятся уроки мужества.

Накануне Дня Победы школьники  привели в порядок территорию у памятника. 9 Мая у  мраморного обелиска летчику Калинину возложат цветы в память о его подвиге.

В  честь освобождения Темрюка  одна из центральных улиц города названа улицей 27 Сентября. Продолжает ее улица Калинина в память о Герое-летчике Николае Калинине, погибшем 27 сентября 1943 года.

Иван Коваленко

Почти 70 лет житель станицы Голубицкой Иван Тихонович Коваленко числился без вести пропавшим.  Его имя на Аллее Славы в станице Голубицкой. До последних дней жизни его родители Устинья Никифоровна и Тихон Ефремович ждали сына…

Из оперативной сводки 105-го штаба 303-й истребительной авиационной дивизии от 6 июня 1943 года: «Пилот 18-го авиаполка, гвардии младший лейтенант Коваленко, вылетевший в 18.32 в составе пары ЯК-7 на перехват одного Ю-88, с задания не вернулся. Приняты меры к розыску». 

И только спустя 68 лет  в 2011 году поисковый отряд из Калуги во время раскопов обнаружил останки летчика и  фрагменты самолета.  Им повезло, что удалось найти  очевидца, который видел, как упал самолет в 1943 году. Он рассказал, что в тот момент мать стригла  его во дворе, а самолет в это время с воем и с большой высоты падал. Упал в поле  прямо напротив дома. Через час-два  приехали летчики, что-то пытались сделать, но все было залито водой. Так самолет и пролежал почти семьдесят лет. 

Поисковики быстро нашли место падения самолета. По одной из версий,  там должны были находиться останки летчика истребителя Вадима Сергеевича Смирнова, память о котором увековечена в поселке Песоченский Тульской области. Помогать поднимать самолет приехали поисковики из Москвы, Обнинска, Твери. Они предполагали, что будет самолет марки «ЛаГГ-3», на котором разбился Смирнов, а подняли  «Як-7». В результате кропотливого поиска по номеру мотора установили фамилию летчика. Его пилотировал младший лейтенант 18 ГИАП 21-летний Иван Тихонович Коваленко родом из станицы Голубицкой Темрюкского района. Установлено, что гвардии младший лейтенант Иван Коваленко был сбит  фашистами в воздушном бою. Самолет  упал в одном километре севернее аэродрома Песоченский.

Где шли бои, солдат находят… В последний путь провожают летчика, погибшего в годы войны. 

Поисковики сообщили о находке, разместили информацию на сайте, сделали запрос в архив. Начались поиски родственников погибшего солдата, связались с администрацией Голубицкого поселения. Жена младшего брата Ивана – Леонида – Любовь Дмитриевна Коваленко не могла поверить, что спустя столько лет наконец-то поставлена точка в этой истории. На сайте  Soldat.ru. племянница Ивана – Светлана Леонидовна Белова – прочитала историю о найденном пилоте из Голубицкой. Уже заочно по фотографиям она познакомилась с руководителем поисковой группы  Львом Николаевичем Марченковым. Светлана  рассказала, что отец всю жизнь искал брата. Но, к сожалению, поиски были безрезультатны. Брат Леонид умер 20 лет назад. Сейчас семья Леонида живет в Краснодаре.

Трудно передать словами благодарность за работу поисковиков. Во время встречи  с группой Льва Марченкова родственники плакали. Они не могли оторвать взгляд от фотографии молодого солдата: знакомые черты лица, проницательный взгляд. Рассматривали номер двигателя на сохранившемся фрагменте. Дорога каждая деталь, связанная с обстоятельствами гибели Ивана.

– Для поисковиков нет большей награды, чем установленное имя воина. К сожалению, таких именных находок бывает немного. Но каждая из них – это история нашей страны, – отметил тогда  руководитель поисковой группы.

По телефону администрация Голубицкого поселения общалась с родственниками Ивана, чтобы обозначить место перезахоронения. Так и решили, чтоб покоился летчик Иван Коваленко на мемориальном станичном комплексе на холме. Отсюда хорошо видна станица – родная земля.

Настал тот день, когда вернулся Иван Коваленко  в родную станицу. 4 ноября 2011 года  калужские поисковики отправились в Темрюкский район в станицу Голубицкую, чтобы   перезахоронить останки погибшего летчика на родине. Группа привезла останки погибшего Ивана Коваленко, фрагменты лопасти, двигателя в родную станицу. Здесь и встретилась семья Коваленко с поисковиками из Калуги.

5 ноября 2011 года его похоронили на мемориальном комплексе  в станице Голубицкой со всеми почестями под залпы орудий. Весь путь по высокой лестнице мемориала был усыпан алыми гвоздиками. Молебен отслужил настоятель прихода Свято-Пантелеймоновского храма. Провожали в последний путь солдата родственники, поисковики, ветераны,  школьники, жители станицы, которые знали семью Коваленко.

Долго не расходились люди после  церемонии погребения останков пилота, несли  и несли хризантемы.

Фотография и фрагменты самолета боевого летчика переданы школе № 21  станицы Голубицкой.  Чтобы нынешние и будущие поколения станицы помнили имя  земляка, который защищал небо от врага в годы Великой Отечественной войны. 

Михаил Талыков

На  улице Розы Люксембург  в Темрюке на стене здания районного ОВД есть памятная доска летчику Михаилу Талыкову, который погиб 14 марта 1943 года при выполнении боевого задания. Еще одна история военного летчика.

Михаил Иванович Талыков родился в пос. Верх-Полевой Шадринского района Курганской области 6 ноября 1921 года. С детства Миша Талыков мечтал стать летчиком. Увлекся авиамоделированием.  Окончил семь классов школы и по настоянию отца поступил в строительный техникум. Вскоре оставил учебу и  стал заниматься в Свердловском аэроклубе. Был способным, талантливым и решительным летчиком. С легкостью преодолевал трудности, дорожил дружбой. 

Окончил обучение в аэроклубе с «отличием». Добровольно  вступил в ряды Советской Армии.. Как отличника учебы, его направили в Пермскую летную школу и прикрепили к заслуженному инструктору Коробейникову, которому он помогал проводить практические занятия с курсантами. В 1940 году после летной школы его направили служить в Евпаторию. В этом году он навестил родителей. Это была их последняя встреча.

 В 1941 году, когда началась война, первой мыслью  Михаила было попасть на фронт. Его направили в 7-й гвардейский ордена Ленина Краснознаменный штурмовой авиаполк.

29 июля  1942 года во время выполнения боевого задания – разбить автоколонну противника – был подбит самолет ведущего группы,  командира эскадрильи Василия Борисовича Емельяненко.  Его самолет  совершил вынужденную посадку на вражеской территории в километре от немцев. На спасение было мало надежды. Немцы бросились к самолету, но в воздухе еще кружили наши истребители, которые сдерживали действия врага. Летчик поджег  самолет, чтобы техника не досталась фашистам. И вдруг появился штурмовик Талыкова.  Емельяненко махнул ему рукой, в ответ Талыков  подал знак: легонько качнул самолет с крыла на крыло. Штурмовик  без маневра снижался   в огненной завесе. Летчик изо всех сил бросился бежать в сторону самолета. В это время думал, как же они вдвоем поместятся  в одноместной кабине?  Но Талыков уже все предвидел: сорвал  крышку смотрового люка на фюзеляже позади кабины, чтобы пролезть через это отверстие.  Когда подбежал, Михаил уступил ему свое место, а сам хотел нырнуть в фюзеляж. Но Емельяненко сказал, чтобы взлетал Талыков, а   сам ухватился за стойку антенны и спустил ноги в фюзеляж.

 Спустя полчаса экипаж приземлился на аэродроме. Боевые товарищи подбросили Михаила в воздух и долго качали. Этот случай Герой Советского Союза, член Союза писателей СССР  Василий Емельяненко описал в своих воспоминаниях в книге «О военном воздухе суровом». За этот героический поступок бесстрашного Талыкова представили к высшей награде – ордену Ленина. Подобный случай был и у летчика Коли Калинина.

В 1943 году в Темрюкском районе  шли ожесточенные бои.  В небе над Таманью с фашистами сражался  летчик Михаил Талыков. Один из вылетов стал для Михаила роковым. Это произошло 14 марта 1943 года. Была поставлена боевая задача —  разрушить переправу противника через реку Кубань у города Темрюка. Эта единственная переправа прикрывалась зенитными орудиями. Через нее переправлялись фашистские войска к линии фронта. Михаил Талыков возглавлял группу штурмовиков.

 Сложно было незамеченными подойти к переправе. Фашисты обнаружили штурмовиков  и открыли огонь.  Но Талыков не дрогнул, он знал, что нужно выполнить задание. Он повел штурмовиков за собой. Показалась переправа. Спокойным голосом приказал по рации приготовиться к атаке, и бомбы посыпались на переправу. И вдруг самолет Талыкова вздрогнул.  Самолет накренился на крыло, потом выровнялся и пошел на снижение.

Самолет Талыкова упал  в Темрюке около здания немецкой комендатуры, где сейчас находится – здание ОВД. Летчик был мертв.

Руководитель поискового отряда «Тамань» Игорь Бордюгов рассказал, что  пять лет назад вел раскопки на месте падения самолета Талыкова. Хозяин подворья запомнил из рассказов близких, что в годы войны его родственники похоронили  погибшего летчика в конце огорода.  Потом в плавнях нашли винт от самолета и установили на могиле Талыкова в огороде.  При проведении работ поисковикам удалось найти  деталь  от самолета. Игорь Бордюгов считает, что поиски нужно продолжать на соседнем подворье, но  тогда его хозяин согласия на проведение работ не дал. Скорее всего, летчика похоронили в бронекапсуле, а  основной корпус самолета при падении углубился в грунт.

Самолеты сегодня поднимают в горах, в море. Обломки самолета Талыкова до сих пор находятся в земле в центре Темрюка.

Мемориальная доска на здании ОВД на ул. Р. Люксембург в Темрюке.