Господдержка помогает фермерам Кубани развивать самый народный продукт
Мы – «куриная» страна
Когда колесишь в командировке по бескрайним кубанским полям, складываются определенные стереотипы. Так было и в этот раз, когда мы попросили управляющего фермой Юрия Братика, что называется, проложить маршрут.
– На Ачуево, а там – в сторону моря, – сказал он.
И вот поворачиваем в Славянском районе туда, где в молодости ездили за репортажами из плавней, и уже, кажется, пахнет морем. Так и представляются рыбачьи сети, а в них – судачок да бычки. Но за станицей Петровской появляется довольно внушительная птицеферма.
Нас встречает ее управляющий Юрий Братик.
– На этом месте, на восьми гектарах земли, были в плачевном состоянии старые и почти разрушенные корпуса молочно-товарной фермы, – рассказывает он историю хозяйства. – В 2013 году Владимир Сохань организовал здесь крестьянское (фермерское) хозяйство с упором на развитие птицеводства. Отремонтировали все три корпуса. Сначала взяли 12 тысяч уток. И с каждым годом все наращивали производство: закупали другую птицу – кур, гусей. Организовали свой цех переработки, где идет забой, разделка и упаковка продукции.
Регионы отправки – Краснодарский край, Москва, Московская область. Хозяйство работает с крупными торговыми сетями. Занимаются разделкой мяса, копчением, есть свой цех.
Мясо птицы продается и на пяти ярмарках выходного дня в Краснодаре. Желающих купить вкусную уточку или курочку – хоть отбавляй, очередь стоит. Горожане мегаполиса уже полюбили эту продукцию. Она, кстати, вся брендирована и узнаваема.
– Наша страна, можно сказать, куриная, – утверждает Владимир Сохань. – Это народный белок – недорогой и доступный. И таким продуктом мы сами себя обеспечиваем. На столе у каждой семьи чаще всего – курица. Наши хозяйки привыкли делить ее на несколько частей: крылышки и шею – на суп, грудку – если сидишь на диете, окорочка – когда захочется чего-то повкуснее и пожирнее. Но! Помимо этого есть еще и другая птица – и утки, и гуси, и перепелки, и индейка. На рынке должно быть разнообразие.
Однако в условиях, когда существует тенденция к сокращению потребительских доходов, продажи более дорогой птицы – уток, гусей – сокращаются. И если все фермеры перейдут только на выращивание курицы, это снизит ее стоимость, и некоторые хозяйства разорятся. Поэтому надо поощрять выращивание и других видов птицы.
Универсальная подмога
Такая программа поощрения, о которой говорит Владимир Сохань, в нашем крае есть. И фермеры ею пользуются довольно успешно. Она универсальная: ты можешь выращивать какую угодно сельскохозяйственную продукцию. И если начинаешь собственное фермерское дело и зарегистрирован в Краснодарском крае, государство тебе даст деньги на развитие. Называется программа «Агростартап».
Грантовая поддержка осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Деньги выдаются на конкурсной основе. Выделенные средства можно направить на строительство помещений, покупку сельхозтехники или оборудования для производства и переработки продукции. Благодаря этому фермеры смогут нарастить производство, расширить географию поставок своих товаров.
– Мы заинтересованы в том, чтобы качественная фермерская продукция была сегодня максимально доступна жителям региона, – подчеркивает губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. – В конечном счете, от этого выиграют и сами сельхозтоваропроизводители, и АПК в целом, и краевой бюджет».
– Господдержку мы получили три года назад, – продолжает Юрий Братик. – Это был грант в три миллиона рублей по программе «Агростартап». Очень существенная помощь. Купили около 50 тысяч цыплят. Деньги также пошли на переоборудование забойного участка: приобрели охладители, столы. Сегодня у нас есть и своя техника – два трактора, три машины.
Всё должно быть своё
Заходим в корпус, где находятся цыплята, им всего неделя. – Мы их здесь подращиваем, и потом они, как в детском садике, переходят в старшую группу, – рассказывает птичница Наталья Жук. – Я, как няня, ухаживаю за ними, если нужно, даю лекарства. Цыплята должны быть в тепле, чистоте. Бройлер – птица очень нежная.
Заходим в другой корпус. Здесь находятся гуси, всего полторы тысячи штук. В помещении чисто, аккуратно, птица вся ухоженная, белоснежная.
А вот еще один корпус. В нем содержатся порядка девяти тысяч уточек. Рядом – «детская». Здесь живут только что родившиеся утята.
Племеноводство – важная составляющая этого бизнеса. Сегодня и на федеральном, и на региональном уровнях ставится вопрос о необходимости создания собственных племеноводческих центров.
Андрей Коробка,
вице-губернатор Краснодарского края:
«Краснодарский край – крупнейший в России производитель многих видов сельхозпродукции. В новых экономических условиях нам нужно не просто сохранить объемы производства, а увеличить их. А по некоторым видам выйти на полное импортозамещение. Для решения этих задач на федеральном и краевом уровнях разработали программы поддержки сельхозпроизводителей».
– Очень правильное решение, – уверен Владимир Сохань. – Вот покупали раньше коллеги племенной материал за границей, в транснациональных компаниях. А потом удивлялись: а почему это цыплята не едят, не растут?.. А для того, чтобы вы на этой породе своих не выращивали, а постоянно «заморских» покупали. Это как голландская картошка: посадишь в другом климате – она как горох. Или орхидея, которая второй раз никогда не зацветет. Все одноразовое заточено на бесконечную закупку. Поэтому, конечно, нам нужно свое племеноводство, чтобы не было зависимости от импортных поставок, особенно в условиях санкций и сложной логистики.
Почему фермерские гуси вкуснее домашних?
Здесь фермерская птица живет, как королева. Никаких клеток – только напольное содержание. Курочки, утки и гуси свободно гуляют, хорошо себя чувствуют.
Может быть, поэтому и мясо у них такое вкусное?
По поводу вкусовых качеств Владимир Сохань пояснил: фермерская птица развивается по определенной технологии, которая строго соблюдается. Поэтому она вкуснее и промышленной, и той, что растет у частника.
– Уточка – это птица, которая должна вырасти за 2-3 месяца и сразу попасть на стол. Если она бегала полгода – то уже потеряла «форму», – комментирует глава КФХ. – В домашних условиях птица нередко кормится тем, что осталось от стола – кожурой от арбуза, зерном. А ведь ей нужны не только пшеница, но и соя, травяная основа, другие компоненты. Вот ее мясо и становится жестче от неправильного питания.
– Когда я начинал этот бизнес, хотел даже выкопать пруд, чтобы птица плавала, – продолжает Владимир Сохань. – Однако для улучшения ее вкусовых качеств водоем совсем не нужен, хотя это красиво и романтично. Важно правильное питание, а не плавание. Но в отличие от промышленного производства мы даем уткам уличный выгул, возможность пощипать зеленую травку.
– Сейчас некоторые говорят о грядущем продовольственном кризисе. Но пока есть фермеры, нам эти катаклизмы не грозят. Да, за счет удорожания кормов чуть поднялась цена на птицу. Но производители стараются ее держать и не задирать: мы повысили всего на 2 процента, хотя корма подорожали процентов на 10. И если не будет резких катаклизмов, эту цену будем держать, – обещает Юрий Братик.
Светлана Соколова.