22 марта 1916 года в департаменте железных дорог в Петрограде состоялось первое заседание комиссии, где обсуждался вопрос о строительстве железной дороги через Таманский полуостров.
Проект побережной железной дороги предполагал прокладку рельсов от Туапсе в северном направлении и основывался на изысканиях Общества Черноморско-Кубанской железной дороги. 12 марта городская дума Темрюка в своём заседании уполномочила голову города Игнатия Голубова вместе с областным инженером Юшкиным принять участие в этом съезде и добиваться на нем принятия выгодного для Темрюка решения комиссии.
Рассматривалось несколько вариантов прокладки железнодорожных путей. Проект ветки «Анапа – Керчь» был отклонён сразу, поскольку предполагалось, что такая дорога будет подвергаться размывам со стороны моря.
Вариант строительства линии от Анапы через Титаровскую на Тамань поддерживали представители Черноморско-Кубанской железной дороги, а строители отстаивали маршрут «Абинская – Темрюк – Тамань»: он, по их мнению, давал возможность перевозить грузы без зимних простоев. На заседании присутствовал керченский голова Аверкиев, который настаивал на маршруте «Абинская – Темрюк – Керчь» и доказывал несостоятельность идеи прокладки железнодорожной колеи по неустойчивой косе Тузле.
Минусом дороги через Тамань (Тузлу) Аверкиев считал и то обстоятельство, что её строительство повлечёт разрушение керченских рыбных заводов, приносящих городу ежегодную прибыль в 200 тысяч рублей.
Сегодня мало кто знает, что принц Александр Ольденбургский был Почётным гражданином города Темрюка. Это звание с одобрения российского императора было присвоено ему постановлением Темрюкской городской думы в июле 1916 года.
Голова города Темрюка Голубов держался того мнения, что железнодорожный путь следует прокладывать в направлении «Анапа – Темрюк – Керчь». И рассчитывал на то, что итоговый вариант железнодорожной ветки не обойдет стороной Темрюк, ведь накануне заседания комиссии Игнатий Иванович был принят Его Высочеством принцем Ольденбургским и обнадёжен его заверением: «Относительно железной дороги не беспокойтесь. Дорогу к вам сами проведут. Теперь у вас всё будет, я сам к вам поеду».
Известно, что правнук императора Павла I принц Александр Ольденбургский посетил Темрюк дважды – 31 марта и 20 апреля (по старому стилю) 1916 года.
Добро пожаловать, Ваше Императорское Высочество
Сто лет назад Темрюк стоял на пороге коренных экономических преобразований. Кубанская пресса пестрела оптимистичными прогнозами: «для Темрюка начинается новая эра», «наступает верный перелом к лучшему», «в самое ближайшее время Темрюк вынужден будет избавиться от многолетней спячки и превратиться в город кипучей деятельности – к нему железную дорогу проведут, порт улучшат, приступят к постройке водопровода, электрическим освещением обзаведутся». Словом, «заря культурной жизни загорается».
Жители и власти города связывали грядущие перемены с именем царственной особы – принца Александра Ольденбургского (он приходился правнуком императору Павлу I), который всерьез занялся проектом промышленной разработки полезных ископаемых на горе Миске и горе Гнилой и, лично участвуя в этом деле, в 1916 году дважды побывал в Темрюке.
В один из его приездов городской голова встречал представителя царской семьи словами: «Благодаря неутомимой энергии Вашего Императорского Высочества открываются в Темрюке залежи йода, метан и целебные грязи. Настоящий день никогда не будет забыт жителями Темрюка. В историю города могучее имя Вашего Императорского Высочества будет вписано золотыми буквами».
После Февральской революции 1917 года А.П. Ольденбургский, генерал от инфантерии и генерал-адъютант свиты Его Императорского Величества, сенатор, член Государственного совета, верховный начальник санитарной и эвакуационной части действующей армии был вынужден подать в отставку.
Возможно, если бы не исторический перелом эпох, Темрюк ещё в начале прошлого века превратился бы в «город кипучей деятельности», промышленный центр юга России. Ведь основатель курорта Гагры, один из создателей Императорского института экспериментальной медицины в Петербурге (ныне институт имени И. П. Павлова) Александр Петрович Ольденбургский умел доводить начатые проекты до конца.