Когда собрала материал об истории лотосов в нашем лимане, я показала его своим коллегам-журналистам.  «Все верно, Маша, — сказали мне они. — Но не забывай, что журналист всегда пишет о людях. А в этом участвовали удивительные люди — Алексей Иванов, Ольга Лебедева, Мария Бурлей». И рассказали мне их истории.

Каждое лето долина лотосов на Таманском полуострове притягивает сотни и даже тысячи людей. Приезжают посмотреть на лотосы. В чем загадка этого цветка? Ведь нет в нем практической пользы. Как писал Гумилев: «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать». А смотришь — и невозможно оторвать взгляд…

Экзотические бледно-розовые цветы, лепестки многолетнего водного растения покрыты восковым слоем, поэтому вода, попадая на них, надолго застывает жемчужными каплями.

Изначально здесь и лимана как такового не было. На этом месте был солёный водоём, связанный только с Азовским морем. Пару веков назад казаки прорыли канал, чтобы открыть дорогу пресным речным водам Кубани в Ахтанизовский лиман. Некогда этот Ерик был полноводным. Теперь водная тропа глубиной до четырех метров похожа на сказочные джунгли, берега заросли акациями и вербами. Преодолев водный коридор, глиссер выходит на ровную гладь лимана, к живописной поляне лотосов. Воздух в долине сладковатый, вода вокруг этих удивительных растений прозрачная, как стекло.

В настоящее время лотос широко распространился в Ахтанизовском лимане. В некоторых местах он поселяется даже на суше по берегам каналов. Ему удаётся переносить и обмеление лимана летом, и замерзание водоёма зимой. Сегодня территория плантации лотосов — более шести гектаров.

Цветок лотоса достигает в диаметре пятнадцати сантиметров. Живет один цветок около двух недель, затем превращается в небольшую коричневую коробочку с семенами. Семена осыпаются в воду, даря жизнь новым растениям. Кстати, семена лотоса могут пробудиться даже через пятьсот лет.

Только вот в вазу такую прелесть не поставишь — запрещено законом. Растение внесено в «Красную книгу». Штраф, предусмотренный за один сорванный цветок лотоса, будет примерно равен десяти средним букетам из роз. Да и смысла везти домой цветы нет — через 15 минут они завянут даже в воде.

Говорят, если вдохнуть свежий аромат лотоса — станешь мудрее… Поэт Гумилев, кстати, считал, что умение наслаждаться прекрасным влияет на развитие не только пяти основных чувств, но и наделяет даром предвидения, делает человека лучше и чище. Попробуйте, у вас получится.

История от Ивана Мироненко, заслуженногожурналиста Кубани:

Алексей Иванов. Заведующий небесной канцелярией

А.А. Иванов.

В каждом районе есть люди, которые являются его душой и даже неважно, какую должность они занимают. Иногда при жизни и не замечаем, как эти люди нам дороги и нужны. И только когда они уходят, образуется пустота, которую ничем не заполнишь.

Таким человеком был для Темрюкского района Алексей Арсентьевич Иванов, который 40 лет руководил Кубанской устьевой станцией. Он знал, что нужно сделать, чтобы спасти город от наводнения в 2002 году, многое сделал для Темрюка. В дни ЧС генералы и большие начальники ловили каждое слово скромного на вид человека в походной одежде. «Кто это?» — перешептывались адъютанты и помощники. — «Иванов».

Как постоянный член районного штаба по чрезвычайным ситуациям, он многие годы плодотворно работал по предотвращению ледовых, паводковых наводнений на реке, море, мониторингу экологически вредных явлений на всех водных объектах.

Был с ним и такой случай. В дни январского наводнения 2002 года не такой уж большой военачальник накричал на задремавшего на совещании Арсентьевича — он после долгих часов на морозе попал в тепло и сомкнул глаза от усталости. Кричавшего мысленно причислили к …не очень умным, потому что умный не мог упрекнуть Иванова. Жизнь позже подтвердила.

Званий Алексея Иванова не перечислить сразу — почетный работник гидрометеослужбы России, кандидат географических наук, начальник Кубанской устьевой гидрометеостанции. Темрючане считали его заведующим небесной канцелярией — синоптиком от Бога. Он знал природу Таманского полуострова от и до. От грязевых вулканов до лотосов, от одного моря до другого.

Он был хорошо известен в ученых кругах России и за рубежом. Его научные разработки по
водно-солевым балансам лиманов дельты Кубани, режимов уровней, стока воды в низовьях реки, по динамике берегов Азовского моря явились составной частью многих проектов по комплексному освоению водных ресурсов бассейна Кубани, реконструкции портов Темрюк, Ейск, Кавказ.

Заслуг у Алексея Арсентьевича много. Только за лотосы в Ахтанизовском лимане ему можно было при жизни поставить памятник. Он отдал душу нашему району.

Алексей Арсентьевич Иванов дружил с журналистами. Его комментарий для газеты можно было получить в любое время суток. С ним мы исколесили весь Таманский полуостров по суше и по воде.

Первые наблюдения за погодой в г. Темрюке начались со строительства порта в 1910 году. С 1 апреля 1959 года рядовая метеостанция со штатом пять человек получила статус Кубанской устьевой станции. Это значило, что началось изучение всей устьевой области Кубани от Краснодара до моря, от Керчи до Таганрогского залива, исследовались все рукава нижней Кубани, лиманы, протоки и гирла. С 1970 по 2011 год устьевой станцией руководил Алексей Иванов.

Последние годы болел, но торопился завершить книгу «Гидрология дельты и устьевого взморья Кубани». Работа над книгой проходила совместно с учеными из МГУ: профессором, доктором географических наук Вадимом Михайловым и доцентом, кандидатом географических наук Дмитрием Магрицким. На подготовку к изданию ушло пять лет. «Книга рассказывает о том, что было, есть и будет с нашими лиманами, морем, Кубанью. В нее вошли новые исследования географического факультета МГУ, рассмотрены гидрохимия дельты и опасные гидрологические явления в устье Кубани», — рассказывал на встрече в редакции Алексей Арсентьевич. Подписал: «Моей любимой редакции газеты «Тамань» на память». Память о нем светлая.

История от Нелли Тютюник, члена Союза журналистов России:

Ольга Лебедева. Экологическая тропа биолога

О.Б. Лебедева.

Уникальная природа Тамани стала смыслом жизни Ольги Лебедевой. Ольга Борисовна — патриот Темрюкского района, изучает природу, занимается экологическим воспитанием детей. Биолог по образованию.

По окончанию биологического факультета Кубанского госуниверситета  вернулась в Темрюк, хотела работать по специальности.  Было огромное желание сделать что­-то интересное для города. Но свободной вакансии  в городском зеленом хозяйстве  не оказалось. Пришлось ей в Темрюке организовывать прачечную. Через год  хозяйственную деятельность сменила на педагогическую.

В 70-­е годы часто возила школьников Темрюкского района на слёты юных друзей природы, потом их стали называть экологическими. Познакомилась с замечательным коллективом краевой станции и педагогами станций Новороссийска и Геленджика. Подумала о том, что Тамань — уникальный уголок природы, огромный потенциал для научно­-исследовательской работы. Почему бы в нашем районе не организовать такое интересное и нужное для воспитания детей направление. В районном отделе образования идею поддержали, но не нашлось подходящего помещения.

Знакомство с Марией Васильевной Бурлей — известным цветоводом в районе — помогло присоединиться к единомышленникам — активной группе при обществе охраны природы. В то время Ольга Борисовна работала в бригаде озеленителей Темрюкского рыбоконсервного завода. В Темрюке часто проводились выставки растений и цветов. Озеленители завода в них тоже участвовали.

— На территории консервного завода было большое панно из растений с изображением профиля В.И. Ленина, — рассказывает Ольга Борисовна. — Для этого использовали седум нескольких оттенков и альтернатеру. Эти растения низкорослые, быстроотрастающие и хорошо поддаются  стрижке. Однажды парторг завода сделал замечание: «Бровь у вождя слишком отросла, нужно бы подправить». Мы сразу взялись за ножницы и подстригли портрет в нужном месте. Позже от портрета отказались, решили сделать что­-то нейтральное, не на политическую тему.

В 1979 году Ольга Борисовна Лебедева вместе со специалистами Тамарой Васильевной  Стребковой и Алексеем Арсентьевичем Ивановым объехали весь район и сделали фотографии особо охраняемых природных территорий, составили их описание. Знакомили с этими материалами рабочие коллективы, учителей и школьников.

В 1989 году мечта Ольги Борисовны сбылась: в небольшом здании на территории школы № 21, где раньше обучали трактористов, открыли станцию юных натуралистов. Но при этом не было никакого оборудования, только списанные школьные столы и стулья. В двадцати школах района учителя­-энтузиасты стали вести кружки (объединения).

Идея создать при станции юннатов музей природы Таманского полуострова возникла в 1998 году, когда станцию переселили в другое здание около церкви. Средств не было, и решили собирать материал: коллекции вулканических пород, минералы, гербарии деревьев, кустарников, травянистых растений, фотографии животных, красивых уголков природы.

— Назову имена первых авторов долины лотосов, — говорит Ольга Борисовна. — В Темрюкский район семена были переданы кандидатом биологических наук Александром Георгиевичем Шеховым в 1989-1990 годах. Посев семян в Ахтанизовском лимане проводили Александр Александрович Ермоленко, Алексей Арсентьевич Иванов. Мария Васильевна Бурлей передала семена лично мне для того, чтобы эту работу сделали юные натуралисты голубицкой школы. Две девочки из экологического кружка, сёстры Оксана и Ирина Гаак, строго следуя инструкции, надпилили семена и поместили в небольшие ёмкости с водой при температуре 20-25 градусов, систематически меняли воду, по мере роста ёмкость увеличивали. Полученная рассада в эмалированном ведре с листьями и небольшим корневищем с грузилом была перевезена на лодке и опущена в грунт лимана в той части, которую жители станицы называют «замануха». Это место защищено от ветров, удобно для наблюдений. Здесь одновременно цвели белые кувшинки (по-научному нимфеи), кубышки жёлтые, болотноцветник (по-научному нимфейник), сусак зонтичный с розовыми соцветиями, водный орех (рогульник, чилим) с листьями, похожими на листья берёзы, а рядом плавали другие местные растения (папоротник сальвиния, водокрас, рдесты, уруть). Здесь, на мелководье, в толстом питательном слое ила разрасталась необыкновенная, сказочная красота, которую назовут Долина лотосов и которая основательно потеснит местные растения. В фильме о лотосах Алексей Арсентьевич Иванов верно подметил, что лотос на воде, как пырей в огороде. Вот такая штука — экология. Она учит нас при введении какого-то вида учитывать последствия в окружающей природе.

Наблюдения в природе легли в основу рассказов и сказок Ольги Борисовны — «Путешествие Троповичка по Таманской земле», «Солнышко в бассейне», «Этюды о природе Тамани», книгу «Наш уголок земли». Очень тёплые познавательные истории с иллюстрациями и фотографиями.

Сейчас Ольга Борисовна на заслуженном отдыхе, но продолжает изучение природы Таманского полуострова. Поддерживает связь со станцией юннатов, где работают её ученики, и по возможности принимает участие в различных мероприятиях. Её материалы о природе и экологических ситуациях в районе и крае можно увидеть на страницах газеты «Нива Кубани» в приложении «Нивушка», а также в газете «Тамань».

История от Елены Иовлевой, главного редактора газеты «Тамань»:

Мария Бурлей. Её душе дано бродить в цветах

Супруги Бурлей.

Много лет в нашем городе прожила Мария Васильевна Бурлей. Страсть к цветоводству она обрела в отряде герлскаутов темрюкской гимназии, еще до революции 1917-­го года. Жила она в Темрюке в доме на улице Розы Люксембург, той самой, что раньше называлась Воронцовским проспектом.

Во дворе дома и на улице росли финики и мандарины, пальмы и бамбук, многочисленные цветы, даже экзотические. В маленьком водоёме во дворе Мария Васильевна умудрилась вырастить лотосы. В то время еще не было долины лотосов в Ахтанизовском лимане, хотя иногда кажется, что они там были всегда. Это результат работы энтузиастов, любителей природы, оставивших след в истории нашего района.

У Марии Васильевны Бурлей любовь к растениям в их роду началась с её отца Василия. Он служил в императорских садах на Кавказе,  был знаком с Мичуриным. Мария Васильевна  родилась в 1908 году в Темрюке, Виктор Васильевич Бурлей — в 1905 году в  Череповце. Виктор Владимирович по образованию химик. После окончания института работал главным инженером на военном заводе в Ленинграде «Краснознаменец» на Пороховых, Мария Васильевна училась в институте лесного хозяйства. В Ленинграде они и познакомились.

Времена были тяжелые. И хотя Виктор Владимирович был знаком  даже со Сталиным, это не спасло его от репрессий — восемь лет отсидки в различных ОКБ, заместитель главного инженера в НИИ—862. Марии Васильевне с двумя детьми пришлось скитаться. Позже им разрешили поселиться в Темрюке, где супруги Бурлей начали селекционную работу. Посвятили этому всю свою жизнь. В Темрюке их называли «агрономы».

Больше всего любила Мария Васильевна ирисы, те самые петушки, пивныки. Специалисты «зеленого хозяйства» презрительно поднимали брови, слыша ее предложение озеленить ирисами гору Миска. Мол, нашли чем украшать город. В то время Темрюк пытались сделать городом роз, ездили в Донецк перенимать опыт. Сортовые розы и голубые ели в жарком южном городке, белые каллы и бледные тюльпаны из теплиц зимой — такая была тогда мода у озеленителей. Мало кто слушал размышления Марии Васильевны Бурлей, что газоны надо засевать местными степными травами, привычными к солнцепеку.

Мария Бурлей тем временем дома выращивала растения, сотрудничала с МГУ, занималась селекцией, интродукцией (адаптацией к местным условиям) растений. Даже вывела новый сорт ирисов, назвала его Темрюк, вывела финик и назвала Таманец. Так появились ирисы сорта Темрюк розовато­-сиреневатого оттенка и Тамань — белого с крапинками, в память о Великой Отечественной войне был создан желто­-фиолетовый сорт Малая Земля. Но не цвет был главной особенностью, а крепкие стебли растений, приспособленных к условиям Таманского полуострова.

Помню, как она возвратилась из поездки в Никитский ботанический сад — высокая пожилая женщина в смешной, словно детской, панамке, о которой я всегда думала «герлскаутская». В вязаной кофте с большими растянутыми карманами, из которых она вынимала свежие финики и угощала нас, редакционную молодежь. Не заходя домой, с парома примчалась в редакцию рано утром, дремала в кресле, дожидалась прихода редактора, чтобы поделиться впечатлениями.

Жила в Темрюке. Лишь изредка ездила в гости к сестре, которую судьба забросила в Косово. Да еще участвовала в научных конференциях. На ВДНХ в Москве была коллекция ирисов. В Сочи ее приглашали как специалиста по субтропическим культурам. Супруги Бурлей были страстными любителями растений и могли часами рассказывать о них. Не пропускали ни одной выставки, научной конференции, выступали с лекциями в городе. В период цветения ирисов подворье Бурлеев становилось экскурсионной площадкой. Сюда приводили малышей из городских детских садов, чтобы воспитать любовь к растениям, природе. С опытного участка ирисы быстро перекочевали в цветники дошкольных учреждений, на городские клумбы, в палисадники частных домов.

Мария Васильевна скончалась в возрасте 93­-х лет, супруг не дожил одного года до столетия. Сад, заложенный супругами Бурлей, сохранился усилиями их дочери Галины Викторовны. Здесь по-­прежнему растет бамбук, финик унаби, дерево гинкго и другие субтропические и редкие культуры.

Когда Марии Васильевны не стало, мы в газете опубликовали очерк «Её душе дано бродить в цветах» авторства Ольги Борисовны Лебедевой, её коллеги и друга.

Старая эта история. Давняя. Сегодня газон за час можно раскатать, словно ковер, а цветы — привезти в торфяных горшочках из супермаркета. Но каждый год цветут лотосы в Россыпях, расцветают ирисы в Темрюке.

Какое счастье, что у нас есть такие люди. Добровольцы, которые в трудные 90-е годы носились с идеей, надпиливали оболочку лотосов, проращивали семена, везли их на лодке в дальний уголок лимана, старались не для себя, а для всех. Жители, которые высаживают цветы на улице, переносят ростки с личных участков на общественные территории, а не наоборот. Озеленители, что в жару и холод ухаживают за клумбами, газонами, по сто раз кланяются каждому растению, оформляя цветочные композиции. Спасибо им!

Фото: @tatiana_yukka