Как решать вопросы подростковой агрессии, что делать жертве, как быть наблюдателю, обсуждали на краевой пресс-конференции в онлайн-режиме. На вопросы журналистов ответили начальник пресс-службы краевого главка Александр Рунов, эксперт, специалист-психолог управления уголовного розыска Анна Бзыкова и представитель Общественного совета, заместитель директора ВДЦ «Орленок» Василий Бабак.

Не оставаться в стороне

Школьная травля – драки, оскорбления, бойкоты. Ситуации часто имеют системный характер. Ученик или группа ребят намеренно причиняют вред тому, кто в чём-то слабее их. Такое поведение часто связано с желанием повысить свой статус среди сверстников.

«Для изменения ситуации  важна реакция взрослых на подростковую агрессию, учителей, родителей, – отметила специалист-психолог Управления уголовного розыска Анна Бзыкова. – Ответные действия учителей  способны предотвратить травлю. Учителя не всегда выбирают действенные методы борьбы со школьной травлей. Порой педагоги прибегают к жёстким методам, которые лишь усложняют ситуацию. Такие меры как средства подавления, акцент на учительский авторитет, наказания закрепляют жестокость. Психологическое давление, запугивание подростков тоже крайне неконструктивно. Педагоги, действуя на «болевые точки», унижая подростков, фактически провоцируют их нападки на окружающих. Подросткам важно ощущать самостоятельность, компетентность и принадлежность к коллективу».

Невмешательство в подростковый конфликт ведёт к опасным последствиям. Ребёнок убеждается в своей беззащитности. Падает  самооценка, растёт риск депрессии и суицида. По сути, это травма на всю жизнь. А агрессор, чувствуя безнаказанность, привыкает и дальше действовать силой.

При травле ребёнка стратегия действий на уровне школ предполагает два момента. Это принятие чётких, справедливых и единых для всех правил поведения, а также формирование доверия между педагогами и детьми. Школьники должны быть уверены в том, что в случае проблем могут попросить помощи у взрослых.

Травли меньше в коллективах, в которых учителя и другие сотрудники гарантированно вмешиваются в конфликты школьников.

Векторы работы с агрессором

Есть несколько правил работы с агрессором. О них рассказали на пресс-конференции.

Во-первых, до агрессора нужно донести всю серьёзность вреда, который он наносит своими действиями, дать понять, что чувствует объект его насмешек и издевательств. Во-вторых, агрессору нужно вернуть ответственность за сделанное и дать возможность исправить ситуацию. Что именно ребёнок-жертва может сделать, решается в диалоге со взрослым — учителем или школьным психологом. Если речь идёт о физической порче вещей, может стоять вопрос компенсации испорченного. Если травля выражалась в слухах и сплетнях, то нужно их официально опровергнуть и извиниться перед жертвой. В-третьих, у многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества. Их надо использовать во благо: они могут организовывать школьные события, помогать с учёбой тем, кто в этом нуждается. В-четвёртых, в рамках профилактической работы важно доносить до детей разницу между доминированием и лидерством. Не понимая её, активные ученики могут «перегибать палку» и причинять другим боль. И, наконец, иногда причиной буллинга бывает банальная скука. Когда учебный процесс предполагает активную вовлечённость учеников и им интересно, то сил и времени на то, чтобы обидеть «ближнего своего по классу», остаётся гораздо меньше.

Для решения проблемы нужен комплексный подход: программы профилактики агрессии на уровне образовательной политики и – как следствие – улучшение психологического климата в школах, формирование доверия между педагогами и детьми. Учителя должны помогать подросткам решать конфликты и своим примером показывать альтернативы агрессивному поведению.

Роль инспектора ПДН

Главным управлением МВД России по Краснодарскому краю принимаются меры по предупреждению случаев травли несовершеннолетних в детских коллективах.

Основной движущей силой в системе профилактики урегулирования  конфликтных ситуаций в школах является Служба школьной медиации  (примирения), которая применяется для разрешения споров и предотвращения  конфликтных ситуаций.

«В текущем году нами в адрес министерства образования Краснодарского края  внесено предложение о рассмотрении вопроса возможности участия  инспекторов по делам несовершеннолетних в работе служб примирения при разрешении конфликтов между подростками в учебных заведениях, – рассказал начальник пресс-службы краевого главка Александр Рунов. – В том числе, связанных с буллингом, с целью разъяснения несовершеннолетним и родителям правовых последствий.

Александр Рунов рассказал журналистам, что, являясь членами штаба  воспитательной работы, зональные инспекторы по делам несовершеннолетних  принимают участие в заседаниях Штаба воспитательной работы, участвуют в рассмотрении материалов на заседаниях школьных советов профилактики, выявлении детского и семейного неблагополучия, профилактике жестокого обращения с детьми, участвуют в рейдовых мероприятиях по профилактике детского закона, в школьных родительских собраниях, классных часах, профилактических беседах, других необходимых мероприятиях. Во всех  образовательных организациях Краснодарского края инспекторами по делам несовершеннолетних с детьми проводятся лекции и беседы правовой направленности, ребятам разъясняется уголовная и административная ответственность. Сотрудники полиции проводят специальные занятия с коллективами классов, направленные на развитие у ребят чувства ответственности не только за себя и своего друга, но и за каждого члена коллектива. Реализуются профилактические занятия, чтобы научить детей правильно общаться, строить дружеские отношения со сверстниками, находить выход из конфликтных ситуаций. С учащимися школ проводятся индивидуальные доверительные беседы на предмет выявления фактов  травли в классах и школе как со стороны одноклассников, так и со стороны учителей.