Ровно 40 лет назад, 27 сентября 1983 года, открыта «Военная горка»
Торжественное открытие уникального музейного комплекса боевой техники под открытым небом состоялось раньше – 27 сентября 1983 года, и на тот момент он стал единственным в стране памятником военной истории такого формата.
Официальные строчки дают нам информацию о людях и учреждениях, которые взяли на себя заботу о музее. Организацией экскурсий должен был заниматься Темрюкский музей во главе с его директором Л.А. Ильиных. Внештатным директором музея «Военная горка» назначался И.М. Маркевич.
«Для систематической работы по развитию музея боевой техники» были закреплены шефы: трест «Темрюкрайгаз», в/с «Голубицкий», в/с «Правобережный», с/з «Темрюкский (сем.), АТП, райсельхозтехника, речфлот, рыбколхоз «Труженник моря» и другие. Всего двадцать четыре районных предприятия, которые, по существу, брали на себя расходы по содержанию боевой техники.
С открытием музея экспозиция его продолжала пополняться новыми экспонатами. Некоторые уже, к сожалению, утрачены. Исчезли противотанковые надолбы, две ракеты в результате оползневых процессов и сильного ветра упали в обрыв, частично в результате пожара пострадал корабль.
Главных создателей музея боевой техники – Виктора Николаевича Салошенко и Александра Федоровича Куемжиева уже, к сожалению, нет среди живых. Но в большой команде участников этого важного дела были люди, которые сегодня могут рассказать нам многое из того, как сорок лет назад по крупицам создавалась «визитная карточка» Темрюкского района.
– Я была назначена на должность начальника отдела культуры районной администрации за полгода до торжественного открытия музея «Военная горка». К тому времени была проведена большая работа по сбору и принятию моделей боевой техники для музея.
Много людей принимало участие в организации этого процесса, большой вклад внесла Татьяна Фадеевна Бизяева, которая тогда занимала должность заместителя председателя Темрюкского райисполкома.
Торжественное открытие музея «Военная горка» стало частью масштабной праздничной программы, посвящённой годовщине освобождения Таманского полуострова от немецко-фашистских захватчиков. Основное действо развернулось на городском стадионе и оно поражало своей яркостью и оригинальностью. Надо отдать должное таланту Леонарда Гатова – известного российского театрального деятеля и режиссёра и его супруги Татьяны, которые поставили всё это масштабное зрелищное представление. Большая удача была привлечь в качестве режиссера такого мастера.
Помню, в конце мероприятия на горе Миска произошла небольшая накладка – во время праздничного салюта звукооператор по ошибке включил музыку, которая по идее должна была прозвучать позже. В итоге случился не запланированный, но очень трогательный момент: небо озарялось вспышками салюта, а на асфальтированной музейной площадке в это время под строки песни «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай» танцевали люди. Это были не постановочные танцы. Просто выходили темрючане, зрители, и вальсировали, ликовали, объятые волнением и гордостью за тот исторический путь, который прошла наша страна.
А после открытия встала задача содержать музей на должном уровне. Ведь в местном бюджете не предусматривалась расходная статья на ремонт и обслуживание экспонатов. Эту работу брали на себя энтузиасты. Один из них, Иван Матвеевич Маркевич, ветеран Великой Отечественной войны, который стал первым директором музея «Военная горка», изначально трудился на общественных началах, вкладывая душу в это дело.
Разработкой проекта музея занимался главный архитектор района Александр Васильевич Брагин, но справедливо будет сказать, что основной замысел исходил от председателя райисполкома Виктора Николаевича Салошенко.
Этот уникальный человек был не только прекрасным хозяйственником, управленцем, но и поражал своими творческими способностями. Он буквально фонтанировал идеями, и если бы его не перевели из района на новую должность в крае, я уверена, он бы воплотил свои фантазии по расширению музейного комплекса под открытым небом.
В его кабинете уже стоял проект диорамы с реконструкцией исторических событий по освобождению Темрюка от немецко-фашистских захватчиков, происходивших в сентябре 1943 года на горе Миска.
Ещё он хотел сделать подземный переход под трассой, соединяющий две части музея, причём так, чтобы в подземной части также была размещена тематическая экспозиция. Мало кто знает, но у Виктора Николаевича были идеи обустройства не только музея.
Он мечтал построить в городе новое здание ЗАГСа возле старого моста, недалеко от памятника в честь 40-летия «Железного потока». И предлагал возвести его в виде конструкции на железных «лапах» наподобие Останкинской телебашни, с высоты которой открывались бы живописные виды моря и реки Кубани.
На долгие годы музей «Военная горка» стал местом проведения всех городских и районных праздников патриотической направленности. Не только у горожан, но и у гостей района к музею сложилось благоговейное отношение. Я помню, через некоторое время после открытия подростки забрались в вертолёт и подпортили экспонат, выкрутив какие-то детали машины.
Темрючане восприняли это буквально как акт вандализма. В районном Доме культуры был устроен общественный суд, зал был заполнен до отказа, и это всеобщее порицание поступка ребят продемонстрировало всю важность и ценность для людей памятника боевой техники.
А сегодня достаточно ли бережно мы относимся к нашему музейному наследию? На сегодняшний день темрюкский музей «Военная горка» входит в структуру Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына. И у меня есть вопросы к тем, кто ответственен за сохранность и презентабельность боевой техники. О какой доступности экспонатов можно говорить, если сейчас, например, поставлена ограда, препятствующая подходу к стеле. Ведь можно же эту ограду переставить, чтобы посетители смогли подойти и прочесть текст на стеле, узнав, каков был замысел создания музея под открытым небом, какой подвиг он прославляет, чьими усилиями он создавался.
Юбилейная дата «Военной горки» – это повод к тому, чтобы активнее заняться не только сохранением, но и приумножением исторической составляющей нашего прославленного музея боевой техники. Город Темрюк носит звание «Город воинской доблести», а музей под открытым небом, открывающий нам панораму войны, как нельзя лучше отображает нашу доблестную историю.
– Это был прекрасный тандем: председатель райисполкома Виктор Николаевич Салошенко и первый секретарь райкома КПСС Александр Федорович Куемжиев. Они вместе многое успели сделать, и музей «Военная горка» – их совместное детище.
В то время во многом залогом успеха были деловые связи. Так вот, оба эти руководителя все свои наработанные за предыдущие годы службы контакты использовали во благо района. Александру Федоровичу как-то удавалось найти подходы к разным структурам по линии министерства обороны.
Изначально не было заданных параметров – какие конкретно модели военной техники необходимо поставить в музей. Где что удавалось выпросить, из таких экспонатов и собирали экспозицию под открытым небом. Вплоть до того, что брали телефоны воинских частей и обзванивали.
Примечательна история приобретения Торпедного катера Т-8, который и сегодня является видным экспонатом музея, правда, после произошедшего на нём пожара, лишился своей верхней части. У судна боевое прошлое – оно участвовало в операциях вьетнамской войны, а к нам пришло своим ходом из вод Балтийского моря в октябре 1982 года, отстояв там во время учений свою последнюю вахту.
Вопрос того, на каких условиях мы его приобретаем, обсуждался долго. Нам предлагали его купить, но суммы, соответствующей цене корабля, в районе, конечно, не было. Предложение обменять его на металлолом тоже оказалось неприемлемым, поскольку собрать силами темрючан металлолом в объёмах, равных весу боевого судна, было нереально. В итоге нам его просто подарили.
Самым сложным мероприятием была транспортировка корабля из порта Темрюк на гору Миска. Тащили его, погрузив на тягачи, с минимальной скоростью и когда втащили на старый мост, произошёл инцидент, добавивший седин тогдашним руководителям района. Корабль накренился, рискуя либо упасть с моста, перегородив реку, либо рухнуть на мост и разрушить мостовую конструкцию, которая тогда была единственным в Темрюке переходом через реку Кубань. Последствия могли быть катастрофическими, но всё обошлось.
Позже появилась возможность установить на «Военной горке» подводную лодку, и Виктор Николаевич, помню, тогда посмеивался: «Попробуйте-ка затащить её на гору Миска».
– Один из первых экспонатов музея – знаменитый паровоз. О том, как он появился на городских холмах, я знаю не понаслышке, потому что сам принимал участие в подготовке его к экспонированию.
В начале 80-х годов начальником Старотитаровской дистанции пути Северо-Кавказской железной дороги был Эдуард Вахтангович Бабуцидзе, а я находился в должности главного инженера.
Знаю, что после войны этот паровоз хранился на овощной базе в посёлке Сенном, его там использовали под котельную. Потом паровоз перевезли к нам, планировали установить его у нас на территории, в сквере ПЧ-23, как памятник истории. На хозяйственном дворе его и увидел Виктор Николаевич Салошенко во время одного из своих посещений железнодорожной дистанции.
Так сложилось, что руководить транспортировкой паровоза к месту размещения, выпало мне.
Должен сказать, процесс этот был очень трудоемкий. Паровоз разделили на две части и тракторами тащили на скорости 5-10 км в час к музею под открытым небом. Большое спасибо Виктору Сергеевичу Заике, который много лет проработал на нашем предприятии в должности дорожного мастера, он и поныне здравствует, проживает в городе Темрюке. Виктор Сергеевич тогда собрал на горке путевую решётку для установки паровоза длиной 70 метров.
У пассажирского вагона, который сейчас прицеплен к паровозу, своя история. Его нам в своё время передали из новороссийского вагонного депо. Мы привезли вагон в район, у руководства дистанции была идея разместить его на территории нашего ведомственного пионерского лагеря. Но Виктор Николаевич Салошенко внёс коррективы в наши планы, и вагон тоже поехал на «Военную горку». И эту махину мы также перетаскивали с большими трудностями: общий вес вагона 22 тонны. А ещё платформу – «тридцатку» мотовозом отбуксировали в Темрюк.
Ну а после установки экспоната Старотировской дистанции пути было поручено о нём заботиться – мы его красили, облагораживали до тех пор, пока не передали на обслуживание рыбоконсервному заводу.
Подготовила Елена ЧУПРИНА.