Жители посёлка Октябрьский с портретами своих земляков-ветеранов Великой Отечественной войны. Фото пресс-службы администрации городского поселения.

Международная акция «Сад памяти» становится еще масштабней, все больше памятных мест она охватывает в нашем городе и районе.

Жители  пос. Октябрьский Темрюкского городского поселения собрались на торжественный митинг, в руках портреты ветеранов Великой Отечественной войны, жителей пос. Октябрьский, которые мужественно защищали свою Родину и погибли, а живые, вернувшись домой, отдавали все свои силы на восстановление разрушенного войной хозяйства.

В акции приняли участие мэр Темрюка Максим Ермолаев, председатель городского Совета Ольга Гусева, участники клуба по месту жительства «Фортуна и «Волонтеры МДЦ», члены молодежного совета при главе г. Темрюка.

«Сад памяти» решили заложить возле памятного знака односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, и памятного знака «Вербная аллея». Это место знаковое для жителей поселка – аллею памяти здесь высаживают в третий раз, о чем свидетельствует надпись на памятном знаке «Вербная аллея»: «В 1943 году на дороге вдоль поселка Переволока фашистами были расстреляны сотни советских граждан. Житель поселка Кравчук Николай Федосеевич посадил на том месте вербовую аллею. Спустя десятилетия после войны вербы погибли. Нынешняя аллея посажена комсомольцами Темрюкского района в память о жертвах фашизма. Октябрь 1986 г.».

Вечный сад памяти

Среди участников митинга жительница пос. Октябрьский Наталья Федоровна Горячка, дочь уроженца ст. Голубицкой Федора Васильевича Толмача. Её отец – участник Великой Отечественной войны, был в плену. В 1943 году 16-летним юношей вместе с Владимиром Быковым тоже участвовал в захоронении советских солдат, напротив каждой могилы высаживали саженцы вербы. На акцию пришли родственники Федора Толмача и Владимира Быкова.

Не вернулся с войны

О своем дедушке Павлове Михаиле Андреевиче рассказывает Галина Викторовна Глазырина: «Мой дедушка родился в 1918 году в городе Кирове. В 1942 году родился мой папа, а в мае 1943 года деда призвали на фронт. Боевой путь начался с на Курской дуге. С войны он так и не вернулся. Но память о нем мы храним».

Сегодня в пос. Октябрьском в живых не осталось ни одного ветерана. В прошлом году 8 марта ушел из жизни последний ветеран – Иван Назарович Гуртовой. Портреты ветеранов Великой Отечественной войны хранятся в поселковом Доме культуры.

Они были для меня примером

Иван Анатольевич Харченко.

Со многими ветеранами в свое время работал житель п. Октябрьский  Иван Анатольевич Харченко. Он с особой теплотой и уважением вспоминает о них:

– Всю жизнь и до сих пор жду отца с войны, хотя это уже бессмысленно. Поэтому в каждом ветеране Великой Отечественной войны я чувствовал своего отца и отношусь к ним с большим уважением.

Мой родной дядя – Ковях Иван Константинович – родился в 1914 году. Воевал в конной дивизии, был тяжело ранен, но выжил. У него было трое детей. Это был труженик. Возил на бричке помидоры, выполнял все сельхозработы толково, сено убирал, работал на стройке. Был премирован дирекцией совхоза, его портрет был на Доске почета. Сейчас в поселке живут его дети и внуки.

С уважением относился к ветерану Николаю Александровичу Игнатенко. Он кузнец, молотобоец, плотник. Прекрасной души человек. В работе был безотказным. И тяпку с душой сделает, и грабли. У меня до сих пор сохранились его грабли ручной работы.

После окончания школы я работал прицепщиком в совхозе. Затем закончил школу киномехаников, работал семь лет в кинотеатре «Спартак». Потом в клубах поселков Семеноводческого и Октябрьского. Со мной помощником киномеханика работал Иван Назарович Гуртовой, ветеран Великой Отечественной войны, инвалид. Это удивительный человек. В боях за Венгрию, когда фашисты бомбили переправу, Иван Назарович два часа пролежал в воде, придавленный пушкой. Из госпиталя он вернулся инвалидом. Обе ноги в стопах потеряли чувствительность. Помню, сидим в кинобудке, холодно, печурка топится. Иван Назарович положит ноги поближе к огню, греется, потом и говорит: «Ваня, глянь, что там у меня с ногами, что-то аж кости заломило?» Глянул, а у него пятки коричневые от жара, а он и не чувствует.

Ходил он с палочкой или на костылях. Сколько раз его парализовывало. Его жажде к жизни, упорству можно только позавидовать. Он умудрялся на коленях сено косить. Два дома во дворе сам построил. Даже красивый бетонный забор тоже сам построил. Вот что значит воинская закалка.

Мой тесть – Храпунов Александр Эммануилович, 1913 года рождения. Прошел войну шофером до самой Эльбы. Освобождал Польшу, Венгрию. Рулили на трофейных грузовиках «Ситроен». Рассказывал, как отбили у фашистов один из грузовиков, привезли в часть, а он забит продовольствием. Чего там только не было: и консервы, и шоколад. Когда он вернулся с войны в Темрюк, стал ремонтировать и изготавливать обувь. В семье было семь детей. В 50-х годах переехал в п. Октябрьский. Работу обувщика до последних дней не бросал. Многие у него обувь заказывали. Он изготавливал сапожки для артистов темрюкского ДК – такие красивые, изящные.

Иван Денисенко – житель п. Октябрьского. Послужной список его боевых наград говорит о многом, с боями прошел немало военных дорог. Рассказывал мне, как, находясь в разведке, взяли немецкого языка, который выдал много сведений о планах гитлеровцев, которые здорово помогли в предстоящих боях.

Петр Николаевич Полтавец в боях за Варшаву получил сильнейшее ранение – осколок снаряда попал в лицо, раздробило скулу, выбило зубы, но выжил, как он говорил: «Всем немцам назло!».

Иван Степанович Штанько работал в полеводстве и животноводстве, заготавливал корма на ферму. Он был настоящим мастером-скирдоправом по укладке сена. Никто не мог так ровно скирду уложить, как он.

Иван Тихонович Гекало прошел войну снайпером. Вражеский снаряд попал ему в кисть руки и сильно травмировал. Несмотря на инвалидность в совхозе выполнял многие работы, изготавливал для нужд совхоза корзины.

Анатолий Пантелеевич Камышан трудился трактористом и кузнецом.

Всех этих людей я знал лично. Мне всегда было приятно с ними поговорить, чему-то поучиться. Это действительно люди с чистой совестью. Мне было с кого брать пример. Честь и хвала таким людям, защитившим нас от фашизма. Жаль, что их уже нет в живых».

Участники акции «Сад памяти» посадили 40 лип, которые оживят светлую память погибших во имя мирной жизни на земле.