Уважаемые земляки! На очередном 62-м пленарном заседании Законодательного Собрания Краснодарского края было рассмотрено более 30 вопросов. Но самое бурное обсуждение, конечно, было по вопросу принятия постановления  «О положительном отзыве на проект федерального закона № 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Хочу откровенно поговорить с вами на эту тему.

Итак, что из себя представляет сам законопроект? Документ вносит изменения в закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Согласно ему для посещения отдельных общественных мест потребуется документ с QR-кодом, подтверждающий вакцинацию, медицинские противопоказания к ней или факт перенесенного заболевания. По-прежнему ничего не нужно будет предъявлять при посещении аптек, организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости. До 1 февраля 2022 года также можно будет предоставить результаты отрицательного ПЦР-теста. После 1 февраля такая возможность будет только у граждан с медотводом. Решение об использовании QR-кодов и перечне объектов, где они потребуются, будут принимать региональные власти. Нормы закона будут действовать до 1 июня 2022 года.

Проект федерального закона прошел публичное и широкое обсуждение,  23 ноября 2021 года был рассмотрен на расширенном заседании комитета ЗСК по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения.

В обсуждении документа приняли участие депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края; руководители исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, контролирующих органов и федеральных служб; ученые-медики;    главные врачи ведущих учреждений здравоохранения; депутаты краевого Совета молодых депутатов;  представители Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, региональной Общественной палаты, институтов гражданского общества и экспертов.

Подавляющее большинство выступающих поддержало этот федеральный законопроект.

Все мы понимаем, что ситуация с пандемией довольно сложная, и меры для борьбы с ней нужны серьезные.

QR-код вызывает у многих раздражение. А что он из себя представляет? Это всего лишь черно-белая картинка с буквами и цифрами в расшифровке, очень удобная в наше цифровое время для создания, мгновенной пересылки и хранения. Это цифровое удостоверение, которое подтверждает факт того, что человек официально переболел Covid-19, либо был вакцинирован, либо имеет зарегистрированный медицинский отвод от вакцинации. Ничего более.

Для того, чтобы, например, сделать всему взрослому Краснодару бумажные удостоверения с фото и печатями, понадобится полгода и минимум 50 миллионов бюджетных рублей. А такое цифровое удостоверение выдается мгновенно, бесплатно, уже через три часа после факта вакцинации порталом Госуслуг.

Помните, какие были огромные очереди за бумажными пропусками для автомобилей год назад? На Госуслугах очередей нет.

Заметьте: факт наличия и контроля пропусков для граждан на работу, в организации или учебные учреждения, существующий уже многие доковидные годы,  никого не удивляет и не вызывает никакого возмущения. Таков порядок. Никого не удивляет и факт отдельного входа в поликлинику, например, для больных детей или, что нельзя посетить и пообщаться лично с родственником в инфекционном отделении больницы. Это логично и правильно. Это работа принципа массового разделения потоков здоровых и инфицированных граждан.

Весь мир сегодня понимает, что для спасения населения необходим коллективный иммунитет. Многие страны уже ввели на своей территории те или иные локдауны и обязательную вакцинацию отдельных групп или даже всего взрослого и детского населения. Требования там на порядок жестче, чем в нашей стране.

Что касается нашего края, для нас быстрое реагирование на пандемию имеет отдельную высокую значимость. За ноябрьские «каникулы» Кубань только официально посетили более 250 тысяч человек. При этом в Москву за то же время, по данным минтранса края, вылетело чуть более двух тысяч кубанцев. Другими словами, на одного жителя Кубани, покинувшего территорию края, пришлось сто человек, прибывших из других субъектов. И это, не считая автотранспорта и транзита в Крым и обратно, который движется по территории нашего Темрюкского района. А результат вы увидели сами: с трехсот инфицированных в сутки 12 ноября до почти тысячи через десять дней.

На сегодня уже забронировано и раскуплено 70% гостиничного фонда побережья и уже через месяц будет зимний аншлаг до середины февраля. Может быть, это и хорошо для нашего малого бизнеса, но это же несет колоссальные риски для общественного здоровья и жизней наших земляков.

И сегодня перед нами жесткие весы, на одной чаше которых – здоровье людей, а на другой – позиция тех, кто отказывается принимать ситуацию.

Только тот, кто не бывал в «красной зоне», или чьи родственники  не лежали в реанимации, кто не забирал своего близкого человека  из морга, где лежат умершие от ковида, кто не сталкивался с реальной угрозой смерти от коронавирусной инфекции, и те, кто судят о самом опасном инфекционном заболевании нашей современности по фейковым публикациям из интернета, только эти люди могут выступать против.

Буквально накануне парламентского заседания известные российские врачи обратились с открытым письмом к некоторым политикам и артистам – известным в нашей стране людям, которые не желают поддерживать закон. В данном послании медики предложили вышеназванным лицам посетить «красные зоны», реанимации, патологоанатомические отделения больниц. Однако прошло уже несколько дней, но  что-то я не слышала, чтобы хоть кто-нибудь из них отправился на такую экскурсию.

С таким же приглашением к активным антиваксерам края обратился депутат кубанского парламента, член комитета ЗСК по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения, главный врач краевой клинической больницы № 1 имени профессора С. В. Очаповского  Владимир Алексеевич Порханов. Но также никто не откликнулся на призыв нашего знаменитого хирурга, доктора медицинских наук, академика РАН, Заслуженного врача Российской Федерации.

 Накануне обсуждения законопроекта ко мне поступило около сорока обращений от жителей разных регионов России. Некоторые с просьбой поддержать законопроект, другие с требованием отменить его и не поддерживать вакцинацию в целом.

Хочу сказать: я вакцинирована, и все члены моей семьи тоже. И я точно знаю, когда человек болен,  он идет к врачу, а не слушает демагогов и шарлатанов. И если доктора, ученый мир, эксперты, т.е. люди, которые изучают эти вопросы и разбираются в них, нам говорят: «Новая болезнь опасна, надо прививаться!», для меня это самое авторитетное мнение.

Вакцинация родилась не сегодня и не вчера. Еще в 18-м веке, когда в стране бушевала очередная эпидемия оспы, императрица Екатерина привилась сама, а затем и её 14-летний сын – будущий император.  Есть другой известный факт из истории: лидер партии большевиков В.И. Ленин, когда стал председателем правительства в Советской России, в числе важных решений советской власти подписал декрет «Об обязательном оспопрививании». Без каких-либо партийных дебатов. Надо было спасать людей.

В 1959 году из-за привезенной из Индии заразной болезни за месяц в обязательном порядке была привита вся многомиллионная Москва, и возможную эпидемию задушили на корню. Дебатов тоже не устраивали, писем никому не писали.

Сегодня, когда, например, в бассейн требуют справку об отсутствии заболеваний кожи – это норма.  Когда надо было защитить детей от опасности ночной улицы – мы приняли «детский закон». Противники тоже были. Но сегодня мы понимаем, что «детский закон» был своевременный и очень нужный.

И когда в прошлом году был введен локдаун, мы тоже с вами не ходили по ресторанам, кафе, развлекательным мероприятиям и торговым центрам. Нам пришлось побыть дома. Самое ужасное – были закрыты школы. Неужели кто-то хочет это повторить?  Я не хочу повторения такого сценария. Я хочу жить так, как мы жили до пандемии, и чувствовать себя свободным человеком.

Суть нового закона: не хочешь прививаться – побудь дома! Предлагаемые законопроектом меры временные – до 1 июня 2022 года, но необходимые. Поэтому депутаты краевого парламента поддержали эти предложения.

Ирина Конограева, депутат Законодательного Собрания Краснодарского края.