Известно, что Катина семья жила на улице Герцена в Темрюке, около старого винзавода. Это в квартале от дома, где сейчас живу я. Он стоит на месте старого саманного домика, в котором жила моя прабабушка. Наши с Катей семьи могли бы быть соседями.
Екатерина Михайловна Виноградова родилась в 1922 году в Орловской области, позже её семья переехала в Темрюк. Катя училась в школе № 63, что стояла напротив здания Темрюкского историко-археологического музея – на месте, где сейчас находится Аллея Памяти. Позже Екатерина прошла в Краснодаре годичные курсы на учителя немецкого языка. В 1941 году работала в Вышестеблиевской школе.
В 1942 году Катю Виноградову привлекли к разведывательной работе и направили на курсы радистов. В августе 1942 года на Тамани начались бои. Три батальона морской пехоты и артиллерия береговой противодесантной обороны противостояли наступавшим войскам противника. Но силы были не равны. 23 августа 1942 года наши войска по приказу оставили Темрюк и отошли на новые рубежи к Новороссийску.
Пока Катя проходила курсы, на оккупированной Таманской земле хозяйничали враги. Захватчики установили свои порядки. Постоянный террор, массовые облавы, аресты и убийства не заставили местных жителей покориться врагу. Ненависть народа к захватчикам только крепла.
Уже 15 апреля 1943 года Катю направили в Темрюк по заданию командования. Вместе с ней сюда прибыла и Евдокия Трофимовна Полтавская, никому в городе не известная, а потому по легенде назвавшаяся Леной Поповой. Вместе девушки работали в офицерской столовой у фашистов. Пригодилось знание немецкого языка, добывали ценные сведения о действиях противника, составе гарнизона и расположении военных объектов на оккупированной территории, перевозках на линии Темрюк – Керчь. Передавали радиограммы командованию. Передатчик спрятали у Кати дома, под бочкой с квашеной капустой. Собирать сведения разведчицам помогали родители Кати, её сестра Шура и подруга Лида Баланчевадзе.
Несколько лет назад Елена Харитоновна Шелковская попросила корреспондентов газеты «Тамань» зайти к ней домой и рассказала о страшных событиях в период Великой Отечественной войны, о том, как её семья выживала в это нелёгкое время. При разговоре выяснилось, что Елена Харитоновна была лично знакома с Катиной семьёй, её сестра Тамара дружила с Катей. Елене Харитоновне в день встречи было 89 лет, в её памяти сохранились страшные дни оккупации Темрюка.
Во время оккупации Виноградова заходила к ним домой, предупреждала об опасности. Когда советские войска собирались бомбить порт, Катя спасла жизни сотням людей. Она передала в лагерь военнопленных сведения о надвигающейся угрозе, чтобы пленённые советские солдаты не выходили из своих бараков. Также девушка попросила детей не ходить смотреть на взрывы.
Сестру Елены Харитоновны Тамару в то время отправили рыть противотанковые рвы в Голубицкую. Она возвращалась домой ночью грязная и уставшая. К этому времени и Катя заходила, выслушивала рассказы ребят – Елены и её друзей, где были, что видели.
Спрятанный в доме Катиных родителей передатчик запеленговали. 22 июня 1943 года разведчиц Катю Виноградову и Дусю Полтавскую, Катиных отца, мать и сестру, Лиду Баланчевадзе и случайно зашедшую соседку схватили. Их избивали и подвергали пыткам гестапо. Не добившись ничего, расстреляли. Только после освобождения Темрюка удалось найти и опознать их тела, брошенные вместе с сотнями других в ров за городом.
Елена Харитоновна вспоминала: «Однажды бегу я по улице Ленина и вижу – едет легковая машина («бобик» называли), раскрытая сверху, впереди немцы, а на заднем сидении сидит Катя с растрёпанными волосами, окровавленная. Мы встретились глазами, словно попрощались. Я бегом домой и рассказала Тамаре и маме. Мама быстро Тамару одела в длинную чёрную юбку, сверху кофту с рукавами. Хиной, которую я пила от малярии, помазала ей лицо, платочек на голову, дала палочку и отправила её в Титаровскую к знакомым. Когда к нам приехали трое парней с вопросом, где Тамара, мама сказала «не знаю». А они ответили: «Всё равно Тамару найдём и расстреляем, как её подругу Катю». Не нашли. Сестра моя выросла, прожила долгую жизнь, 40 лет работала в школе № 2 в Темрюке».
Для всех работа разведчиц осталась вне поля зрения. Тогда темрючане знали только, что Катя работала у захватчиков, а значит, не достойна уважения. Не понимали, что девушка – разведчица и рискуя жизнью выполняет задание командования. Эту информацию рассекретили много лет спустя. Не удалось даже узнать, где похоронены Катя и её родные.
В наше время историю Кати Виноградовой помнят, открываются новые факты. Её биография и фотографии представлены в постоянной экспозиции Темрюкского историко-археологического музея. В Темрюке есть улица имени Кати Виноградовой, в районе 15-й остановки, между улицами 27 сентября и Гагарина.
К 80-летию освобождения города Темрюка от немецко-фашистских захватчиков сотрудники МКУ «Городское библиотечное объединение» представили интерактивную выставку «По дорогам войны шли мои земляки…» с информацией об улицах города, названных именами героев Великой Отечественной войны: Екатерины Михайловны Виноградовой, Николая Никитовича Калинина, Владимира Николаевича Терлецкого, Бориса Петровича Бувина, Александра Матвеевича Матросова, Николая Кузьмича Кириллова.
Целых 400 дней и ночей фашистской оккупации пришлось пережить жителям нашего района. Захватчики терзали Темрюк со звериной жестокостью, не щадили малых детей, женщин и стариков. Сегодня, когда фашизм снова поднял голову, мы обязаны сохранить память об этом, рассказать молодому поколению.
– «Сегодняшнее поколение должно знать, какой ценой достались им Кубань и страна. Ценой десятков миллионов жизней наших предков. Тех, кто смог отстоять нашу возможность родиться и жить, продолжить свою фамилию. – говорит губернатор Краснодарского края Вениамина Кондратьев. – Мы не хотим, чтобы историю переписывали. Все вместе мы должны формировать сознание молодёжи. Говорить, что они – потомки великого народа-победителя. И пока будет жить память о предках, мы будем жить в великой державе».
Считаю, что Екатерина Михайловна Виноградова достойна большего, чем одна улица. Её имя нужно внести в список мемориала погибшим землякам на Аллее Памяти. Может, даже удастся поставить Кате памятник на улице её имени, чтобы молодёжь не забывала своего героя.
Имея материальное, монументальное подтверждение подвига героев, сложно полностью забыть о них и совершённых ими подвигах. Чем больше наших земляков и их историй найдут отражение в творчестве, тем лучше. Теперь нам, молодым, хранить память о героях. Давайте сделаем так, чтобы следующие поколения помнили, кто отдавал свои жизни за свободу и счастливое будущее их родных.
Полина Коваленко