В истории мировых войн не раз случалось так, что Россия оказывалась перед лицом коллективной опасности. Во время Крымской войны 1853-1856 г.г. она противостояла союзной армии Англии, Франции и Турции. Основной мишенью для врага был Крым и Севастополь, но в результате прохода англо-французской эскадры в Азовское море и Керченский пролив бомбардировке были подвергнуты и населенные пункты азово-черноморского побережья.
Эти трагические события имеют особое значение для истории Темрюка, ведь именно они повлекли его рождение как города-порта.

Как защищали морское пограничье

О событиях Крымской войны на таманском театре военных действий мы теперь узнаем из редких источников.

12 мая 1855 года англо-французские суда попали в проливе под обстрел орудий русских кораблей, крепости Еникале, находящейся возле Керчи, и Чушкинской батареи. Бой, однако, не закончился победой русского флота – из-за малочисленности русская Азовская флотилия не смогла противостоять современным англо-французским кораблям.
Командующий флотилией контр-адмирал Николай Павлович Вульф решил отойти к Бердянску, где часть флота была уничтожена (были взорваны три парохода и шхуна «Аргонавт»), а с оставшимся арсеналом ушел еще дальше в Азовское море.
Путь к городам и станицам азовского побережья был открыт для вражеской армады, англо-французские суда смогли вплотную подойти к берегу и накрыть поселения огнем.

Мимо останков затонувших кораблей

Печальную картину застал географ, кандидат Петербургского университета и преподаватель Морского кадетского корпуса Николай Филиппов, посетивший эти места спустя пару месяцев после отхода англо-французских войск: еще свежи были раны, нанесенные войной. «Переправа из Керчи в Тамань до мая 1855 года совершалась пароходом «Донец», – писал он. – Теперь же этот пароход на дне морском около Бердянска вместе с тремя другими пароходами, и переправа в Тамань предоставлена частным промышленникам и нескольким большим баркасам Азовского казачьего войска – по казенной надобности. Путники встречают большие неудобства при переезде через пролив».

Филиппову повезло: не прождав и часа, он погрузился на 18-весельный баркас, и скоро его взору предстали останки затонувших кораблей – в одном месте пролива из воды возвышался корпус французского купеческого парохода, севшего на мель; в другой стороне виднелись сохранившиеся части парохода «Аргонавт», брошенного на мели и сожженного во время сражения 12 мая 1855 года. Через три с половиной часа баркас пристал к деревянной пристани на сваях длиной в 15 саженей (около 30 метров).
Город Тамань имел плачевный вид – практически все дома в нем были разрушены войной и покинуты местными жителями.

Тамань и Темрюк под обстрелом

О том, как жители побережья защищали от врага свои дома, рассказывала в 1887 году газета «Кубанские областные ведомости», причем автор статьи в своем рассказе основывался на воспоминаниях старожилов.

В Тамани вражеский десант был отбит местными казаками во главе с сотником Дудником.
Огнем четырехфунтовой пушки и ружейными выстрелами встретили защитники лодки противника, подплывающие к берегу. Одна из них была потоплена, вторая приведена в негодность, а остальные, подобрав пострадавших, повернули вспять. Но дальше пластунам пришлось только теснее прижиматься к земле: корабли начали мощную бомбардировку Тамани.

«Дома, никогда не вентилировавшиеся, получают новое приспособление. Камышовые крыши взлетают на воздух. Где было тесно даже пройти, там являются целые улицы! От «злосчастного городишки» остаются только груды развалин», – так описывал корреспондент картину пушечного обстрела таманского побережья.

После Крымской войныАнглия стала соучастником зарождения кубанского пароходного флота – лондонская фирма «Ревангель и Скалькёльд» строила по заказу кубанского правительства первый кубанский пароход. В Англии судно упоминалось под именем «Тамань».

Тем не менее от дальнейших попыток высадить десант на берег интервенты отказались, а Дудник с казаками и жителями Тамани отступили к Темрюку, который тоже готовился встретить вражескую эскадру.

До подхода англо-французских судов темрючане выстроили вдоль склона Темрюкской горы камышовый лагерь, для чего поснимали крыши с многих домов, оборудовали на песчаном берегу траншеи и насыпи и зарядили чугунную пушку.

События развивались по уже известному сценарию. Корабли союзников встали на рейде и попытались высадить десант, но у берега их уже поджидали в засаде казаки. Нежеланные гости были взяты в плен и отконвоированы в Темрюк. А англичане и французы в отместку начали яростно обстреливать берег. Голубицкие хутора были разрушены, рыбные заводы взорваны противником.

Утром пальба стихла, и к полудню эскадра снялась с якоря и ушла на северо-восток, атаковать Ейск. Темрюкская станица ввиду своей удаленности от моря почти не пострадала. Именно ее безопасное местоположение сыграло важную роль, когда рассматривался вопрос об основании на этом месте города-порта.

«Последняя война 1853-1856-го годов показала, что на берегу Черного моря мы не можем иметь никакого серьезного заведения, которое бы не было разрушено неприятелем, – писал начальник Главного штаба, генерал-лейтенант Г.И.Филипсон в феврале 1961 года. – Из сего делается очевидным необходимость избрать на этом театре войны такую позицию, которая бы имела все стратегические и тактические выгоды для задержания наступающего неприятеля, не могла быть отрезана от Азовского моря, через которую могут быть доставляемы для всего этого края военные и продовольственные припасы, и перевозимы войска из внутренних областей Империи. Место Темрюкской станицы удовлетворяет вполне этим условиям…».

Высочайше утвержденное положение о заселении и управлении портового города Темрюка было издано 31 марта 1860 года, но прошло время, прежде чем город обрел свое лицо, и суда, груженные лесом и зерном, взяли курс на новую гавань.

Продолжение следует.