Это была настоящая партизанская война против фашистов, результаты которой враг почувствовал очень скоро. За годы войны было создано свыше 6200 партизанских отрядов, в которых сражались свыше 1 млн. человек, а поддерживали партизан десятки миллионов советских патриотов. Движение поистине было всенародным, существовали целые партизанские края, области, где патриоты контролировали ситуацию в тылу врага на обширных территориях. Руководил этой всенародной борьбой Центральный Штаб партизанского движения через республиканские, краевые и областные штабы. Партизаны нанесли огромный ущерб врагу в силе и технике: 58 бронепоездов, 50000 автомашин, взорвали 12000 мостов, осуществили свыше 20000 крушений поездов. Родина по заслугам оценила вклад партизан в дело разгрома фашистских захватчиков: около 200000 партизан и подпольщиков награждены орденами и медалями, в том числе 127000 — медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й и 2-й степени, 233 присвоено звание Героя Советского Союза.

Сергиенко М.М. – участник темрюкского партизанского отряда «Мститель» – расстрелян фашистами.
Невзоров Г.И. – участник темрюкского партизанского отряда «Мститель».

В состав партизанских соединений на Кубани входил  Темрюкский отряд «Мститель». Он был сформирован в июле 1942 года под командованием Долголенко А.Г. и Невзорова И.И. В отряде было 120 человек, базировался в Варениковском лесу и уже в сентябре 1942 года начал военные действия против оккупантов. Но, к сожалению, судьба отряда сложилась трагически. Фашистам удалось захватить в плен свыше 30 партизан. После долгих пыток они были расстреляны зимой 1943 года. Связной в партизанском отряде была Светлана Карташова. В отряде был ее отец Роман Павлович, и девочка, наученная отцом управлять лодкой, каждую неделю выезжала в лиман, в плавни якобы для загона домашних уток, а на самом деле — для связи с партизанами и передачи им продуктов питания. Но фашисты схватили ее отца и расстреляли, а Светлане с матерью пришлось скрываться в ст. Вышестеблиевской, уходя от преследования гитлеровцев. И только когда завершилось освобождение Таманского полуострова, семья Карташевых вернулась в Темрюк.

Митя Носов – участник Темрюкской подпольной организации.

Зимой 1942 года в Темрюке была создана молодежная подпольная группа, руководил которой Леонтий Оберемченко по кличке Матрос. Группа, по — видимому, была создана стихийно, так как нет никаких сведений об Оберемченко, как специально оставленном в городе для подпольной работы разведчике Красной Армии. Вокруг Оберемченко были собраны около 30 человек молодых парней и подростков в возрасте от 14 до 19 лет: Георгий Бирюков, Митя Носов, братья Маслениковы, Витя Дураков, братья Мергеладзе, Костя Лавриневский и другие. Это были старшеклассники городских школ и учащихся ФЗУ. Сначала они проводили агитационную работу, уговаривая жителей города не подчиняться новому порядку, слушали по ночам спрятанное радио и в своих разговорах с местными жителями рассказывали о положении дел на фронте, о боях, которые вела Красная Армия под Сталинградом. Затем они начали более активную работу: ребята смогли поджечь грузовики с оружием на ул.Таманской, склад с продовольствием, проникнуть на склад трофейного оружия и вынести около 30 автоматов. Кроме того, они смогли накопить оружие, которое подобрали на месте боев 1942 года. Ребята попытались взорвать фашистскую управу, но полиция случайно обнаружила взрывчатку, охрана управы была усилена, а в городе начались облавы и аресты подозреваемых в диверсиях.

29 марта 1943 года в Темрюке были схвачены 25 девушек-комсомолок и после жестоких издевательств и пыток они все были расстреляны у горы Фигура на окраине города. Нависла угроза и над группой Оберемченко. Чтобы избежать ареста, ребята решили уйти из города, разбившись на группы в 4-5 человек. Но, к сожалению, в группе нашелся предатель, который выдал под страхом смерти своих товарищей, указал адреса их проживания и даже назвал место, где собиралась для ухода в плавни первая группа патриотов. Все ребята были арестованы практически в один день. Долгое время их пытали, стремясь узнать, кто им в городе помогал, но ничего не добились. Утром 1 мая 1943 года фашисты казнили патриотов.

Подпольные патриотические организации существовали и в других станицах района: Фонталовской, Вышестеблиевской, поселках Кучугуры и Приморском. Группы создавались стихийно, и молодые патриоты боролись, как могли с врагами. В станице Голубицкой в подпольную комсомольскую группу входили братья Штеба — Николай и Григорий, Леонид Карнаушенко, Николай Голубь и др. Ребята смогли смонтировать радиоприемник и, слушая его по ночам, узнавали новости с фронта, о боях и победах Красной армии под Сталинградом. Все, что они узнавали, сообщали в самодельных листовках, которые писали и раздавали жителям станицы. Кроме того, ребята смогли оказать помощь военнопленным в лагере станицы Голубицкой, организовывали не раз побеги их из лагеря, снабжали одеждой, продуктами и помогали уходить к линии фронта. Ребята были схвачены и после пыток расстреляны на окраине станицы.

Действия патриотических групп, разведчиков-радистов (Виноградова, Лавренчук), партизанских отрядов помогли частям советской армии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Они не только собирали ценные сведения и передавали их в штаб фронта, но и поддерживали у мирных жителей веру в победу, а врагам не дали почувствовать себя хозяевами на Таманской земле. Своими действиями они приближали день освобождения нашего района от фашистов. Победы под Сталинградом и на Курской дуге знаменовали собой окончательный перелом в ходе войны, начался освободительный этап в Великой Отечественной
войне.

В фондах Темрюкского музея хранится еще один редкий документ периода войны — удостоверение командира особой группы партизанского отряда Пенчука В.Е. Содержание документа достаточно обычное для удостоверения, но сам его вид говорит о многом. Дело в том, что удостоверение отпечатано на шелковой салфетке и заверено печатью командира партизанской бригады. Показывая его, можно много не говорить о трудностях жизни в лесу и отваге партизан. И так становится ясно, что шелк, спрятанный в подкладку одежды, не выдавал своего присутствия при обыске в случае задержания врагами, что ткань была более надежна в дождливую погоду, в болоте, в любой сырости, если партизанам приходилось сидеть в засаде или вброд переходить через водные преграды. Совершенно понятно, что обладатель такого документа должен быть человеком отважным и мужественным.

В октябре 1943 года старожилу города Темрюка Лебедеву А.А. штабом воинского подразделения была выдана справка о том, что он являлся проводником разведывательных групп армии в плавнях под Темрюком. Темрюк со всех сторон окружен болотистыми землями, поросшими высоким камышом. Вот через эти камышовые джунгли и проводил Лебедев разведчиков, каждый раз тайно уходя из оккупированного города и возвращаясь обратно. Узнай об этом фашисты, старику бы грозила смерть. Но судьба хранила А.А. Лебедева, и он смог встретить день освобождения родного города живым и невредимым. Но, видимо, его помощь настолько была ощутимой, что воинские чиновники сочли необходимым отметить его выдачей подобной справки. А для нас, живущих после войны, это еще одно подтверждение патриотизма людей в тылу.

Георгий Бирюков – член молодежной подпольной организации в г. Темрюке – казнен фашистами.

Для руководства партизанской борьбы на Северном Кавказе и в Крыму постановлением Государственного Комитета Обороны от 3 августа 1942 года при Военном совете Северо-Кавказского фронта был создан Южный штаб партизанского движения (ЮШПД). 3 сентября начальником штаба назначается член Военного совета Северо – Кавказского фронта первый секретарь Краснодарского крайкома ВКП(б) П.И. Селезнев. Через месяц после создания ЮШПД Краснодарский крайком партии образовал краевой и семь кустовых штабов – Краснодарский, Новороссийский, Майкопский, Нефтегорский, Армавирский (до 27 ноября 1942 г. Мостовской), Славянский и Анапский. Командирами кустов (соединений) являлись секретарь крайкома и секретари горкомов ВКП(б).
Из книги Виктора Салошенко
«Первые. Наброски к портретам (о первых секретарях Краснодарского крайкома ВКП(б), КПСС на Кубани)».